0

Сравнение

VIP Club

Запись и воспроизведение

Автор статьи: Главатских Сергей
27.10.2014 1192 0

CD-проигрыватель Nagra CDC

Стефан Кудельски родился 27 февраля 1929 го­да. В 10 лет переехал с семьей в Румынию, затем в Венгрию, потом во Францию, а к 14-летию оказался в Швейцарии, где посещал федеральную политехническую школу в Лозанне, которую так и не закончил.

Nagra в переводе с польского — запись. Первое устройство основанной им и теперь уже легендарной швейцарской компании было выпущено в 1951 году и представляло собой диктофон с механическим приводом, магнитной лентой в качестве носителя, ламповым трактом и батарейным питанием — сложно себе представить более аналоговый аппарат! Хорошо известный стрелочный модулометр появится 2 года спустя, на второй версии диктофона, а в 1957 году выходит первая полностью транзисторная Nagra III с электроприводом. К 1960 году в штате компании было уже около полусотни сотрудников. Фактически на протяжении более четверти века устройства аналоговой звукозаписи от Nagra оставались стандартом de facto в индустрии звукозаписи — за счет высочайшего качества изготовления, функционирования и надежности.

В 1992 году анонсируется первое цифровое звукозаписывающее устройство, 4-канальный магнитофон Nagra D, а пять лет спустя компания выпустила свой первый бытовой аппарат — ламповый предварительный усилитель PL-P с фонокорректором и батарейным питанием. Через год за ним последовали ламповые же двухтактные моноблоки VPA (Vacuum Power Amplifier) на «восемьсот сорок пятых» триодах в классе А (50 Вт). Как видите, выражение «теплый ламповый звук» — не пустые слова для этого производителя, но тем интересней для нас было собрать полностью транзисторный тракт и замерить его температуру.

Кстати, первый транзисторный усилитель, MPA (MOSFET Power Amplifier) компания показала в 1999 году. Это был стереоаппарат с возможностью мостового включения и с опциональным съемным модулем RCMI, превращавшим его в интегральную модель с четырьмя XLR-входами, регулировками громкости и баланса, а также модулометром. На базе этого усилителя в 2005 году были выпущены узнаваемые «пирамидальные» аппараты PMA и PSA, которые, в свою очередь, сами стали базой для разработки тестируемых нами сегодня моделей.

В 2006 году на выставке в Лас-Вегасе компания представила первую в своей истории линейку устройств для воспроизведения ком­пакт-дисков. Как тогда, так и в настоящий момент она состоит из трех моделей: транспорта CDT, проигрывателя с фиксированным выходом CDP и проигрывателя с регулируемым выходом CDC. На той же выставке 3 года спустя были продемонстрированы оконечные стереоусилители MSA (MOSFET Stereo Amp­lifier). Все эти аппараты имеют хорошо привычный форм-фактор 310х254 мм — то есть лишь немногим больше листа бумаги формата А4. Подобные габариты будто сами намекают на желательную компактность системы. Дабы минимизировать число компонентов, но не потерять при этом в качестве звучания и внешней выразительности, мы решили задействовать модель CDC и пару MSA, благо усилители позволяют, кроме штатного режима, использовать также мостовое включение и bi-amping. Это не говоря уже про наличие знаменитых модулометров на всех трех передних панелях.

Конструкция

Следует сразу отметить: несмотря на то, что мы имеем дело с проигрывателем, на самом деле перед нами — 2-блочный аппарат. И первый блок в данном случае — это внешний источник питания ACPS-II, построенный на базе тороидального трансформатора производства итальянской компании TECA номиналом 15 ВА. Кроме трансформатора, в блоке содержатся пара емкостей Rubycon по 4700 мкФ и стабилизатор напряжения LT1185 от компании Linear. Итоговые 12 В/1 А постоянного тока подаются в проигрыватель по 3-жильному кабелю с разъемом швейцарской компании LEMO. Параметры сетевого питания так и приглашают поэкспериментировать с аккумулятором, но это ни в коем случае не совет, а всего лишь мысль вслух. Не хватало еще лишиться гарантии... Хотя — на какие только жертвы не пойдешь ради удовлетворения аудиофильского любопытства.

CD-проигрыватель Nagra CDC

Технические характеристики (по данным производителя)
Частотный диапазон, –1 дБ 20 Гц – 20 кГц
Отношение сигнал/шум, кривая А >108 дБ
КНИ <0,003%
Разделение каналов 90 дБ
Выходной импеданс, RCA/XLR 50/600 Ом
Выходное напряжение 2 В
Энергопотребление 15 Вт
Габариты 310 х 254 х 76 мм
Масса 4 кг

Габариты корпуса самого проигрывателя, собранного из фрезерованных алюминиевых панелей, полностью совпадают с таковыми у хорошо известных предварительных усилителей компании, имеются даже характерные углубления на верхней крышке под демпфирующие ножки. Будь это CD-проигрыватель с верхней загрузкой диска — на него вряд ли удалось бы поставить еще один аппарат. Так что же мы имеем в данном случае, фронтальную загрузку?

Любители аудиотехники со стажем, должно быть, хорошо помнят снятую с производства технологию Fixed Pick-Up от Sony. Суть ее заключалась в том, что загрузочный лоток CD-проигрывателя служил не только средством подачи диска к приводу, а собственно говоря, представлял собой весь транспорт целиком. В нашем случае мы наблюдаем аналогичную картину: из передней панели выезжает не загрузочный лоток, а установленный в нем транспорт CD-Pro2LF от Philips. В случае с Sony подобные меры служили для того, чтобы избежать возможных помех от сервопривода считывающей головки, т.е. она была закреплена стационарно, а во время проигрывания диска двигался он сам, с мотором и шпинделем. А у Nagra подобное решение продиктовано желанием совместить в одном аппарате, наверное, лучший на сегодняшний день транспорт с верхней загрузкой, но сделать это во фронтальном форм-факторе с целью облегчения инсталляции аппарата.

Сам привод модификациям не подвергался — это его стандартная версия, разве что установленная на шайбы из материала под названием αGEL, разработанного японской компанией Taica на основе силикона. Точность изготовления лотка и «салазок», по которым он перемещается, составляет около 2 микрон! Приятно удивило то, что работа столь массивной конструкции полностью автоматизирована. За открытие/закрытие лотка отвечает мотор maxon швейцарского производства, серии А-мах, в котором установлены высокоэффективные магниты AlNiCo. Непонятно другое: специфический звук во время перемещения лотка был оставлен сознательно или случайно? При транспортировке проигрывателя в днище следует вкрутить блокировочные винты, которые будут препятствовать свободному перемещению лотка.

В открытом положении место установки компакт-диска подсвечивается рядом красных светодиодов. Прижимная шайба несет на себе логотип Nagra, и если забыть ее установить, то оптический сенсор прервет дальнейшую работу механики и выдаст на дисплей соответствующую надпись. Дисплей, кстати, имеет две строки по 20 символов и регулируемую контрастность (7 градаций), от полного отключения до 80:1.

Цифровой сигнал с компакт-диска поступает на плату ЦАПа. Предварительной обработки сигнала не осуществляется, за исключением 8-кратного пересчета частоты дискретизации для улучшения качества его последующей фильтрации. Боюсь, что в данном случае я не смогу предоставить больше никакой информации, потому что эта плата заботливо закрыта от наводок (а возможно, и от любопытных глаз) позолоченным экраном. На этой же плате, кстати, расположены 4 джампера, путем перестановки которых можно уменьшить уровень выходного аналогового сигнала до 1 В. Производитель утверждает, что используется ЦАП Burr-Brown, но маркировка на самой схеме старательно затерта. Напомню, что ранее Nagra сотрудничала в этом вопросе со швейцарской компанией Anagram.

Селектор режимов работы проигрывателя на фронтальной панели выглядит весьма традиционно, но алгоритм его работы все же несколько замысловат. Куда удобней просто перевести его в положение R и воспользоваться пультом ДУ RCU-II, которым можно выполнять все операции, за исключением разве что работы лотка, для управления которым есть отдельный тумблер. Кроме этого, в распоряжении пользователя имеются регуляторы баланса и громкости, отключаемая подсветка модулометра и гнездо для подключения головных телефонов.

Панель разъемов может располагаться как традиционно для большинства аппаратов на задней панели, так и привычно для продукции Nagra на боковой. Кроме аналоговых выходов на разъемах XLR и RCA, она содержит цифровые, в форматах AES/EBU, S/PDIF и TosLink, а также не совсем привычную для цифровой техники клемму заземления.

О том, что перед нами — усилители, говорят массивные радиаторы, занимающие всю площадь верхних панелей. Изготавливаются они из 10-килограммовых болванок путем фрезеровки (а не привычного литья), после которой теряют две трети своей первоначальной массы. С учетом достаточно скромной выходной мощности и всего пары полевых транзисторов в выходных каскадах каждого из четырех имеющихся в нашем распоряжении каналов, температура радиаторов даже при интенсивном использовании лишь ненамного превышает комнатную — и это несмотря на достаточно неэкономичный класс АВ. Импульсный блок питания каждого аппарата выполнен на базе традиционного тороидального трансформатора и пары регуляторов LT1248 от Linear Technology. Для подключения АС установлены клеммы WBT 0763. Усилители оснащены исключительно балансными входами, так что при их отсутствии на источнике придется воспользоваться штатными адаптерами от Neutrik. При мостовом мостовом включении или bi-amping следует пользоваться входом левого канала, а в первом случае еще и установить перемычку на задней панели, ну и не забыть выбрать нужный режим тумблером. Естественно, что изготовлена вся эта красота в Швейцарии.

Оконечный усилитель Nagra MSA

Технические характеристики (по данным производителя)
Выходная мощность, 8/4 Ом 60/120 (моно) Вт
Частотный диапазон, –3 дБ 10 Гц – 70 кГц
Отношение сигнал/шум, кривая А 104 дБ
КНИ+шум, номинальная мощность <0,09%
Входной импеданс >100 кОм
Энергопотребление 200 Вт
Габариты 310 х
254 х 125 мм
Масса 9 кг

Прослушивание

Что приходит в голову при слове Nagra? По всей видимости, зависит от того, кто на что учился. Кому-то — ценник длиной в полжизни. Кому-то — правоверная топология и бескомпромиссные инженерные решения. В одном лишь можно быть уверенным: аппараты Nagra имеют встроенную, зашитую, намертво интегрированную защиту от дурака. Хотите вывернуть рукоять — валяйте. Пощелкать селектором — да пожалуйста. Единственное, что останавливает, — стоимость единицы тестируемой техники. Не то чтобы их выпускали для султанов нефтеносных государств, но, учитывая место рождения и традиции производства, а также уровень исполнения, сжечь данное устройство по незнанию или недомыслию будет означать минус сто к карме и сложно предположить минус сколько к кошельку. Впрочем, все современные системы защиты у швейцарцев стоят «в базовой комплектации», поэтому перейдем к прослушиванию.

«Провинциальное танго» от наших бывших соотечественников, группы Зодиак: четкий ритм и, несмотря на жанровые кавычки, свобода импровизации и самовыражения. Недаром для многих и многих они важней кудесника гармоний Маруани, хотя вроде бы вопрос первичности не всплывает. Хотите попадания в стиль, в такт и в контент? Это Nagra. Если уши не приемлют музыкальных изложений, глаза — оргстекла с расплывающимися символами, а ментальность бунтует против точности «семь-восемь», — Nagra. Рудимент уходящей эры проигрывателей компакт-дисков, мутировавший компьютер, способный взвесить каждый бит с точностью. Нет предела совершенству.

Скрипичный концерт Паганини №2, словно состоящий из нервных, издерганных нот, с массой поправок в нотной тетради, потому как нотной грамоты не хватает для полноценной записи нюансов исполнения и рука маэстро просто не вписывается в рамки канонической схемы. Признаться, до него это воспринималось бы как случайный огрех, лишь многократное повторение, но нынешнее прослушивание позволяет поверить в то, что эти звуки — суть отточенной техники или механики верхних сфер. Но что мы знаем о сферах?

«Who wants to live forever» — расширяет границы восприятия в звуковом, географическом и ментальном плане. В звуковом — потому что этот шквал первородной звуковой энергии с точно выверенным соотношением «мускульного» звука на «костях» мелодики можно долго искать, но так и не обрести. В географическом — потому что распахивает горизонты комнаты прослушивания до запредельно загоризонтных далей, и отточенный синергетический хор квартета обволакивает и уносит всякого, пытающегося отследить ноту песенной эзотерики. А ментальный план меняется как следствие изменений, произошедших раннее, ибо убеждён: нельзя услышать, прослушать этот гимн — и остаться собой прежним. Либо вы его не поймёте, либо он навсегда изменит вас. Причем тут Nagra, спросите вы? Да ровно притом, что именно она, сохранив все тонкости и нюансы, все обертоны и придыхания, не даст превратиться гимну в речевку, скандируемую по пути в столовую.

Когда в процессе прослушивания отвлекаешься на созерцание внешнего вида компонентов, то порой кажется, что живёшь в параллельной реальности. В реальности победившего стимпанка. Где тачскрины запрещены законом не в силу своей несостоятельности, но в силу традиционного уклада, помноженного на прагматичность, присущую всем обитателям этого средоточия европейских традиций. Исторически сложившийся великий уравнитель всего, что происходило вокруг. А что происходит, когда надоедает уравнивать? Правильно! Гельвеция порождает гениальных провокаторов вроде Yello. «You better hide» — один из последних подарков не только ценителям их творчества, но и всем, кто задумался о том, как оценить качество своего комплекта. В какие единицы можно конвертировать диезы и бемоли. Только не в случае с комплектом Nagra. Инженеры горных пейзажей безукоризненны не только в часах (видимо, законы равновесия действуют и в тектонических масштабах). Звучание комплекта выверено, как те самые пресловутые часы; почти привычным бонусом от швейцарцев воспринимается то, что комплект не имеет ярко выраженной ламповой или транзисторной окраски. Готов поставить все свои монеты, что при «слепом» тесте насчитаю массу обманувшихся — как в ту, так и в другую сторону.

ВЫВОД

Последователи Кудельски уловили и воплотили в жизнь и его четкий посыл, и его неявные стремления. С тех самых пор техническая составляющая продукции на высоте, какие бы точки отсчёта мы ни брали, и, помимо многочисленных побед, ей присуще то, что порой хочется назвать неявным «обаянием буржуазии», и то, что на самом деле является редким талантом в области симбиоза стилистики и эргономики. Впрочем, кто-то выразится ещё проще: «Верность традициям». Лично я ничего не имею против. С одной оговоркой: всем бы такие традиции.

Качественно. Дорого. Стильно. Nagra верна себе и заветам отца-основателя. Покупать ли? Да. При первом же удобном случае. Вот только ждать его долго не стоит. Жизнь быстротечна. А Nagra — за вечные ценности.

Контрольная система
Акустические системы Audio Physic Cardeas;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!