0

Сравнение

VIP Club

Спутники Сатурна

Автор статьи: Ларин Дмитрий
22.10.2014 1488 0

Предварительный усилитель Aesthetix Calypso | Оконечный усилитель Aesthetix Atlas

Дебютными аппаратами калифорнийской компании Aesthetix под управлением Джима Уайта стали фонокорректор Io и предварительный усилитель Callisto серии Jupiter. Было это почти 20 лет назад. Как известно, Юпитер является крупнейшей планетой в Солнечной системе, а Ио и Каллисто — двумя из его многочисленных спутников. Вполне естественно, что, когда речь зашла о появлении более доступной серии аппаратуры, решено было назвать ее именем второй по величине планеты — Saturn. К настоящему моменту в нее входят: фонокорректор Rhea, полный предусилитель Janus, линейный предусилитель Calypso и гибридный усилитель мощности Atlas, а также дебютировавшие на выставке в Лас-Вегасе три года назад цифровые источники — ЦАП Pandora и CD-проигрыватель Romulus, уже протестированный нашим изданием в начале года (№12).

В отличие от старшей серии, с внешними блоками питания для каждого из аппаратов, «спутники» «Сатурна» являются одноблочными, а некоторые из них вдобавок могут управляться посредством комплектного пульта ДУ. Корпуса собраны из фрезерованных алюминиевых панелей, при этом верхняя, с вентиляционными решетками, уже традиционно крепится на «липучке». Блоки питания заключены в экранирующие стальные кожухи, которые обеспечивают также дополнительную структурную жесткость, а силовая разводка оптимизирована с целью уменьшения возможных наводок на сигнальные цепи. В каждом блоке используются по два силовых трансформатора: один для высоковольтного анодного питания, схем управления и дисплея, второй — для низковольтного питания накала ламп. В сглаживающем фильтре установлен дроссель, а накал ламп производится стабилизированным постоянным током. Звуковые платы реализованы по принципу dual mono, путь сигнала по ним минимизирован. В режиме ожидания питание не подается только на лампы, все остальные схемы задействованы постоянно. Микропроцессор управления включается только в момент выполнения команды, в остальное время схема выключена. У всех аппаратов имеются опционально задействуемый 5-секундный таймер на выключение дисплея после выполнения операции и светодиодная индикация, обеспечивающая минимальный уровень помех. Остается лишь добавить, что вся линейка производится в США.

Предварительный усилитель Aesthetix Calypso

Технические характеристики (по данным производителя)
Частотный диапазон, ± 1/4 дБ 20 Гц–20 кГц
Отношение сигнал/шум, кривая А 70 дБ
Коэффициент усиления, SE/BAL 23/29 дБ
Входное напряжение, SE/BAL 3,5/7 В макс.
Входное сопротивление, SE/BAL 40/80 кОм
Выходное сопротивление, SE/BAL 300/600 Ом
Энергопотребление, ном./макс. 20/100 Вт
Габариты 110 х 450 х 460 мм
Масса в упаковке 17,5 кг
Предварительный усилитель Calypso

Это полностью балансный предварительный усилитель, оснащенный пятью входами, «петлей» для записывающего устройства и двумя выходами, все — на разъемах RCA и XLR, за исключением выхода на запись, который не имеет балансных разъемов.

Как с пульта ДУ, так и с лицевой панели возможно включение/выключение аппарата, выбор текущего входа, регулировка громкости и абсолютной фазы сигнала, временное приглушение звука и отключение дисплея, а также включение режима bypass для любого из входов, который пригодится в случае интеграции предусилителя в систему ДК. Кроме этого, с пульта ДУ возможна также регулировка баланса. Регулировка громкости осуществляется посредством переключения с помощью реле набора сопротивлений в диапазоне 88 дБ с шагом в 1 дБ. Интересно, что с лицевой панели она производится путем нажатия на края дисплея. К «незвуковым» настройкам относятся регулировка яркости дисплея и возможность его автоматического изменения в зависимости от внешней засветки.

В блоке питания используются два силовых трансформатора и анодный дроссель с Ш-образными сердечниками, все — от Mercury Magnetics. В звуковых цепях каждого канала последовательно установлены по два двойных триода: словацкий Teslovak E83CCS и российский Electro-Harmonix 6922EH. Путем несложного переключения джамперов на платах можно изменять коэффициент усиления на 12 дБ. Рекомендованное производителем сопротивление нагрузки для данного аппарата должно составлять не менее 10 кОм.

Оконечный усилитель Aesthetix Atlas

Технические характеристики (по данным производителя)
Выходная мощность, 8/4 Ом 200/400 Вт на канал
Частотный диапазон (–3 дБ, ном. мощность) 0,3 Гц–150 кГц
Отношение сигнал/шум 120 дБ
Коэффициент усиления, BAL 24 дБ
Чувствительность (при ном. мощности) 2,5 В
Сопротивление, вход./выход. 530 кОм/ 1/ 4Ом (1 кГц)
КНИ + шум (полная мощность) 530 кОм/ 1/ 4Ом (1 кГц)
Энергопотребление, Stanby 100 Вт
Габариты 190 х 450 х 460 мм
Масса в упаковке 36 кг

Стереоусилитель мощности Atlas

Начнем с блока питания. В нем установлены два силовых трансформатора (110 и 1400 Вт) и три дросселя, все — от Mercury Magnetics, а также 2 емкости по 15 тысяч мкФ. Во входных каскадах каждого канала задействовано по двойному триоду 6SN7 производства Sovtek. Драйверные и оконечные каскады выполнены на полупроводниковых элементах, причем в последних установлено в общей сложности 16 комплементарных пар биполярных транзисторов On, MJL3281/1302 (15 А/260 В/200 Вт). Для подключения АС используются клеммные терминалы производства Cardas.

Производитель декларирует полное отсутствие общей ООС и полностью балансную схемотехнику. В случае совместного использования с АС, в которых имеется активная НЧ-секция (например — Vandersteen), либо же при наличии в системе сабвуфера можно задействовать имеющийся в усилителе ВЧ-фильтр первого порядка с регулировкой частоты среза в диапазоне 40-200 Гц (шаг — 10 Гц). Фильтр можно отключить либо подать сигнал в обход него, благодаря двум парам входных разъемов.

Прослушивание

Приступая к прослушиванию Calypso и Atlas, я вспомнил о том, как у нас в редакции впервые появился CD-проигрыватель Aesthetix из той же серии Saturn — Romulus, и о том, какое он произвёл тогда на нас впечатление. И в очередной раз подумал, как удачно легли карты (или расположились планеты) над изделиями Джима Уайта. Здесь и впечатляющее звучание, и не менее впечатляющее качество сборки, и, наконец, — запоминающийся внешний вид, выражающийся в строгом, почти аскетичном дизайне, который, тем не менее, весьма индивидуален и позволяет мгновенно выделить аппаратуру Aesthetix из длиной череды изделий конкурентов. Также не могу не восхититься прозорливостью и творческим оптимизмом производителя, решившего использовать в качестве названий аппаратов серии имена спутников Сатурна. По приблизительным подсчётам, в будущем нас могут ожидать ещё более полусотни разноименных аппаратов, ну или чуть меньше, если производитель решится ограничиться древнегреческими астронимами. Но понятно, что куда больше меня в данный момент интересует настоящее, в виде предварительного усилителя Calypso и оконечного Atlas. И потому я подхожу к нашему, не побоюсь этого слова, музыкальному хранилищу и отбираю тестовый материал, по возможности сочетая хорошо известные мне произведения с теми, что уже были использованы при тестировании CD-проигрывателя Romulus.

Начнём, как и в прошлый раз, с фортепианного цикла Ференца Листа «Годы странствий». Тренодия «У кипарисов виллы d’Este» относится к «Третьему году странствий», значительно отличаясь от произведений первых двух томов как выразительными средствами, так и настроением. Над прежде восторженными, пасторальными образами начинают превалировать философские настроения, часто на грани разочарования, а то и отчаяния. И эти музыкальные образы, словно сплетённые из противоположных по знаку чувств и метаний, являют нашему внутреннему взору Calypso и Atlas. Я не могу утверждать, что узнаю стилистику и почерк аппаратов данной серии, относительно CD-проигрывателя Romulus. Но могу свидетельствовать, что по степени передачи эмоционального накала и интонационных штрихов перед нами — явно представители из высшей лиги. Нельзя не отметить в этом и заслугу пианиста Йорама Иш-Гурвица, но если плоды его таланта уже запечатлены на «скрижалях» CD и виниловых дисков, то всем остальным поклонникам Листа, чтобы ощутить вкус этих плодов в полной мере, придётся изрядно постараться. Однако мы явно на верном пути. Посмотрим, что ещё могут спутники бога земли и посевов.

«Heartbreaker», от ещё молодых и ранних Raging Speedhorn, начинается со звука иглы звукоснимателя, зацикленной в канавке сбега изрядно заезженной пластинки. Тем же самым звуком и заканчивается, навевая предвкушение чего-нибудь вроде «Mr. Sandman» от The Chordettes или «Chattanooga Choo Choo» от оркестра Гленна Миллера, но вместо этого Риган и сотоварищи обрушиваются на нас сперва гитарными риффами, словно позаимствованными из «Paranoid» (недаром в недавнем прошлом все они участники Ozzfest), а затем вываливают на нас шквал звука, сдобренный вокалом, который для меня ассоциируется, скорее, со звучанием ада, нежели с порождением человеческих голосовых связок. И если первой мыслью было нажать на «стоп», то, подавив в себе культурологический дискомфорт, я не мог не поразиться стильности этой, в общем-то, чуждой мне вещицы и тому блеску, в который её облекла пара Calypso/Atlas. Не любитель подобного жанра, я, тем не менее, дослушал композицию до конца и подумал, что, возможно, неприятие подобной музыки широкими массами связано именно с неспособностью ординарного звукового тракта передать пусть мрачную, но определённую красоту, присущую творчеству в большинстве своём неформатных коллективов. И разве аппаратура, чье качество воспроизведения способно если не изменить, то, по крайней мере, подкорректировать границы жанров прослушиваемого, — не лучший выбор из возможного? Ведь что наша жизнь, как не задача познания? Стало быть, подспорьем нам должно стать что-то весьма серьезное.

Canto Ostinato Симеона тен Хольта окончательно расставляет все точки над «i», попутно давая возможность в очередной раз подивиться как мастерству исполнителей, так и точности, с которой это мастерство явлено при помощи Calypso/Atlas. Не расписывая про «медь тарелок и басовую основу», замечу, что для меня это было исполнение, максимально близкое к идеальному. Прослушивание отобранных мной блюзовых и хард-роковых команд лишь утвердило меня в моём расположении к творениям Джима Уайта. И не оставило шансов не согласиться с его высказыванием о том, что создание аудиоаппаратуры — «это наполовину наука, наполовину искусство, и без осознания этого не бывает ни одного мало-мальски удачного аппарата».

ВЫВОД

В высшей степени достойные аппараты, при описании которых не хочется вдаваться в детали, в силу бессмысленности последнего. Для понимания характера звучания рекомендуется исключительно личное прослушивание. Жанровая универсальность Calypso и Atlas соседствует в них с ровным, выверенным звучанием. Стильность Aesthetix сочетается с хорошей эргономикой. Технически сложные электронные схемы не уменьшают прозрачности тракта.

КОНТРОЛЬНАЯ СИСТЕМА

aкустические системы Dynaudio C1II;
акустические системы JBL S3900;
CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
межблочные кабели Harmonic Technology Truth Link;
межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!