0

Сравнение

VIP Club

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Автор статьи: Карпунин Денис
11.04.2016 1867 0

РЕЦЕПТ ОТ ШЕФА

Вы не задумывались, почему ламповые усилители при минимуме деталей и схожей схемотехнике играют совершенно по-разному? Всё просто: чем меньше ингредиентов, тем сильнее сказываются звуковые свойства каждого из них.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

На звук влияет абсолютно всё – резисторы и конденсаторы, тип ламп и их режимы, разводка «земли», конструкция выходных трансформаторов и организация питания. Всё это даёт практически бесконечное количество сочетаний, и лишь настоящий мастер способен систематизировать это многообразие и выстроить именно саунд именно с тем «вкусом», который ему нужен. Оле Моллер, (Olé Möller), основатель и главный конструктор Copland занимается этим более 40 лет.

Сейчас мы прогреваем пред прослушиванием самые свежие разработки связку из предварительного усилителя CTA305 и оконечника CTA506.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Начнём по порядку. Звуковой тракт CTA305 построен на четырёх пальчиковых лампах. Двойные малошумящие триоды 12AX7 с высоким усилением образуют фоно-корректор для ММ-головок, а пара 6922 — линейный усилитель и выходные буферы. Теоретически такой пред можно собрать на плате размером с коробку из-под CD, но у CTA305 она занимает всю площадь стандартного 43-сантиметрового корпуса. И большая часть приходится на источник питания с солидным тороидальным трансформатором и раздельной стабилизацией для обоих каналов. Дискретные полупроводниковые стабилизаторы, как говорится в описании, имеют практически нулевое выходное сопротивление и на звучание не влияют. В цепи прохождения сигнала нет электролитических конденсаторов, только полипропиленовые и полистирольные.

Помимо LP-проигрывателя, к предусилителю можно подключить до пяти линейных источников. Предусмотрена петля для рекордера с возможностью контроля записи. Вся коммутация – на качественных реле. Выходов два: главный, на усилитель мощности, вспомогательный, к которому можно подключить активный сабвуфер. Выбор источника, сброс и плавная регулировка громкости возможна с пульта ДУ.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Мощные пентоды KT120 стали доступны относительно недавно, и Оле сразу же взял их на вооружение при проектировании CTA506. Эти лампы на 30% мощнее, чем популярные KT88 и 6550, соответственно, из пары 120-х в двухтактном включении можно выжать почти 200 Вт. В нашем случае заявленная мощность 2 х 90 Вт, поскольку для датских специалистов качество важнее количества. Выходные лампы работают в ультралинейном режиме, в котором при некотором снижении мощности удаётся заметно уменьшить искажения и улучшить демпфирование нагрузки. Кроме того, как показывает наш опыт, в такой схеме спектр искажений получается примерно такой же, как у триодных усилителей.

Для раскачки пары KT120 нужен приличный ток, поэтому драйверные каскады построены на достаточно мощных двойных триодах 12BH7 с малым внутренним сопротивлением. Это очень важно для увеличения быстродействия, чтобы не затягивались резкие пики сигнала и звучание не получилось вялым. За вялость, кстати, многие критикуют ламповые усилители, но виноваты не лампы, а те, кто не умеет их готовить. Чтобы уменьшить взаимное влияние каскадов по питанию, анодное напряжение драйверов стабилизировано, для чего задействована пара тетродов 6550. Выходные лампы питаются от выпрямителя и банка конденсаторов общей ёмкостью 30000 мкФ, так что просадки напряжения на резких пиках громкости быть не должно.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

На входе тоже двойные триоды, но уже маломощные ECC81. Производитель гарантирует срок службы ламп 4000 часов, а это очень немало. В усилителе имеется общая обратная связь глубиной 17 дБ — в пентодных схемах без неё не обойтись.

Усилитель выполнен в закрытом корпусе, хотя выходные лампы видны через вентиляционные жалюзи на лицевой панели. Так сделано не только из соображений безопасности, но и для снижения т.н. микрофонного эффекта, когда звуковые волны вызывают колебания ламповых электродов и, как следствие – модуляцию полезного сигнала.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Первый эксперимент с CTA305 мы проделали в прошлый раз, когда слушали ЦАП DAC 215. Мы включали предварительный усилитель в тракт, затем пускали сигнал в обход – разницу заметить было очень сложно, несмотря на добавление в систему ещё одного звена и пары кабелей. Так что возложим на абсолютно прозрачный пред обязанности коммутации и регулировки, сосредоточившись на звучании оконечника CTA506. Для чистоты эксперимента к нему были подключены 43-килограммовые системы HECO Statement, способные воспроизводить очень низкий бас и мощные динамические контрасты.

Получилось интересно. В звучании не было ничего, за что критикуют ламповые усилители, и никаких недостатков, присущих транзисторным. А они, между прочим, бывают в пентодных схемах при слишком глубокой общей обратной связи – сухой и жёсткий верх, передемпфирование и, как следствие, оборванные послезвучия. Иногда за счёт ООС пытаются скомпенсировать недостатки схемы и низкое качество выходных трансформаторов, но если всё сделано по уму, её можно использовать как средство тонкого тюнинга. Судя по характеру звучания, Copland CTA506 – как раз такой случай. Он способен вложить колоссальную энергию в удар барабана с резкой атакой, но после него вы услышите тонкие вибрации мембраны. На оркестровом крещендо выстраивается настоящая стена звука – и каждая группа инструментов легко узнаваема. В верхнем диапазоне есть «искра», но на большой громкости нет раздражающего скрежета. Тихие звуки не скрадываются, громкие не поджимаются, из-за чего динамический диапазон записи раскрывается со всем размахом. Собственно, в деликатном обращении с мельчайшими нюансами и способности тут же резко ударить по ушам и заключается главное преимущество ламповых усилителей.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Бас – отдельная история. Паре 8-дюймовых диффузоров предоставлено именно столько свободы, чтобы не «зажать» тонкие реверберации. Лишь у самой нижней границы (а у этих АС она вблизи 18 Гц) можно заметить некоторый недостаток контроля. Но тут и не каждый транзисторный усилитель справится. Благодаря резкой атаке и плотному наполнению удара, барабанная установка звучит очень близко к реальным ощущениям.

Несмотря на то, что колонки стояли очень широко (так, что не поместились на фото), сцена выстроилась плотная, с заметным заходом за переднюю линию. Энергетики усилителя хватает, чтобы справиться с крупногабаритной акустикой и озвучить помещение большой плотности. И не какой-нибудь фоновой музыкой, а настоящим концертным исполнением.

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Copland CTA305

Производитель: Copland (Дания)

www.copland.dk

Диапазон воспроизводимых частот: 10 Гц – 100 кГц (+0, -1 дБ) || 16 Ом || Чувствительность для U вых. 1 В: Phono -2,7 мВ, CD, Line — 300 мВ || Уровень искажений при U вых. 1 В: < 0,1% || Входное сопротивление Phono/Line: 47/50 кОм || Выходное сопротивление: <600 Ом || Глубина общей обратной связи: 17 дБ || Отношение сигнал/шум Phono/Line: > 80/ > 95 дБ || Потребляемая мощность: 40 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 430 x 86 x 390 мм || Масса: 6 кг ||

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

Copland CTA506

Диапазон воспроизводимых частот: 5 Гц – 100 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность в диапазоне 20 Гц – 20 кГц: 2 х 90 Вт || Оптимальное сопротивление нагрузки: 4, 8, 16 Ом || Чувствительность для полной мощности: 1,5 В || Уровень искажений: > 0,1% при любой мощности || Входное сопротивление: 100 кОм || Глубина общей обратной связи: 17 дБ || Отношение сигнал/шум (IHF-A): > 100 дБ || Потребляемая мощность: 600 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 430 x 190 x 390 мм || Масса: 26 кг ||

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506

СИСТЕМА

  • CD-проигрыватель Primare CD22
  • Цифро-аналоговый преобразователь Copland DAC215
  • Акустические системы HECO Statement
  • Консоль питания Powergrip YG-1

Кабели:

  • цифровой и аналоговые Tellurium Q
  • акустические Tellurium Black

МУЗЫКА

  1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
  2. Suzanne Vega, «99,9 F». A&M Records, 1992.
  3. «Naim Sampler #8». Naim Label, 2013
  4. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2012

Предусилитель Copland CTA305 и усилитель мощности CTA506


Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!