0

Сравнение

VIP Club

БОГ ЗВУКОВЫХ ГЛУБИН

Автор статьи: Бельский Николай
24.09.2014 1026 0

Прогресс в области звуковоспроизведения вызывает в памяти образ древнеримского бога Януса, устремленного одновременно в будущее — цифровое (к смартфонам, планшетам, потоковому аудио) и в прошлое — аналоговое, немыслимое без ламповой техники.

Оглядев новое изделие австрийской фирмы Ayon, даже твердокаменный аудиофил подумает не о резисторах-трансформаторах, а о свече на столике в шикарном ресторане, вороном смокинге сомелье и серебряных ведерках для шампанского.

Фирма Ауоn, выпускающая ламповые усилители, расположилась, по нашему мнению, как нельзя лучше — близ Вены, родины вальса, самого утонченного способа вскружить себе голову. И впрямь, разве у вас не закружилась голова при виде этого красавца в черном смокинге? Позвольте представить: Triton третьего поколения, полный усилитель класса А, чья конструкция была переработана самым серьезным образом — для оптимизации путей прохождения сигнала и повышения быстродействия тракта.

Тыловая панель "Тритона" является зоной не только несимметричного и балансного сигнала, но и настройки - здесь расположен индикатор фазы питающего напряжения (если он светится красным, поменяйте полярность вилки в розетке) и регулятор тока смещения ламп.

Алюминиевый корпус, имеющий П-образную боковую панель, надежно защищает схему от внешних помех. На фасаде — ничего лишнего: подсвеченный логотип производителя, регулятор громкости с окошечком флуоресцентного дисплея и поворотный переключатель выбора входов, рядом с которым расположены светодиодные индикаторы как входа, так и режима работы. На задней панели — четыре регулируемых входа (три несимметричных и балансный), а также нерегулируемый (теоретически Triton можно использовать даже для озвучивания фронтальных каналов системы домашнего кинотеатра, в которой громкость регулируется AV-процессором). Разумеется, предусмотрены отдельные клеммы для 4- или 8- Ом акустики. Аудиогурмана приведет в восторг возможность перейти от заземления «звездой» к двухконтурной схеме (очень полезная возможность для владельца LP-проигрывателя), а также вручную отрегулировать ток смещения выходных ламп.

Теперь поговорим о том, что находится в главной рабочей зоне — верхней панели усилителя.

Под защитными кожухами расположены восемь лучевых пентодов КТ120, четверка двойных триодов 12AU7 и два пентода 6Ж8 (в «Тритонах» предыдущих поколений вместо последних использовались тоже лампы 12AU7, однако многочисленные эксперименты убедили разработчиков, что в триодном включении 6Ж8 дают меньшие искажения при отработке сигналов высокой амплитуды). В результате каждый канал имеет три каскада: инвертирующий (на 12AU7), катодный повторитель (на 6Ж8) и выходной каскад на четырех КТ120, функционирующих в двухтактном режиме. В каждом плече выходного каскада параллельно включены по две лампы, работающие в классе А. Такой тракт позволяет сохранить неизменной фазу входного сигнала и без проблем переключаться между двумя режимами, триодным и пентодным. В триодном режиме с обмоткой выходного трансформатора соединяются как анод, так и экранирующая сетка выходной лампы (через сопротивление), пентод превращается в триод, при этом мощность снижается до 70 Вт на канал и спектральный состав становится совершенно «ламповым» (заметна вторая гармоника). Второй вариант (пентодный или тетродный) реализуется так: с обмоткой выходного трансформатора соединяются только аноды ламп, при этом эффективная мощность достигает максимума, в данном случае — по 120 Вт на канал. Примечательно, что соответствующих переключателей на верхней панели прибора два: режим работы можно выбрать для каждого канала отдельно! Здесь хочется написать дежурную фразу типа «еще один подарок аудиофилу», но ограничиться ею — значит не сказать ничего. Разработчики «Тритона» никаких решений, кроме бескомпромиссных, не приемлют вообще. Они применяют схему с нулевой отрицательной обратной связью, а также с низкими импедансами и высокими токами, что позволяет выходным лампам работать на линейном участке усилительной кривой. Алгоритм «мягкого» включения и микропроцессорная схема расчета оптимального тока смещения позволяют продлить срок жизни ламп. Разумеется, предусмотрена серьезная схема защиты от перегрузки — ламп в частности и усилителя в целом. В схеме нет ни повторителей, ни буферных каскадов, способных внести фазовые искажения. Об усилиях по минимизации пути прохождения сигнала мы уже говорили, теперь необходимо упомянуть о том, что в конструкции задействованы только высококлассные компоненты — быстродействующие разделительные конденсаторы, XLR-клеммы Neutrik/Swiss и массивные позолоченные акустические клеммы, а также фирменные тефлоновые цоколи с бериллиево-медными контактами для установки ламп. Используются печатные платы с позолоченными дорожками; межплатная разводка проведена кабелем из медно-серебряного композита матричной структуры, при этом используется не пайка, а специальные разъемные соединения, что упрощает ремонт.

Отдельного разговора заслуживает блок питания, также серьезно модернизированный по сравнению с тем, какие применялись на «Тритонах» предыдущих поколений. Благодаря отдельным трансформаторам, дросселям и фильтрам выходные каскады, оперирующие мощными сигналами, не оказывают пагубного влияния на «нежные» входные цепи. В фильтре питания используются элементы с активным, а не индуктивным сопротивлением. Это приводит к исключению фазовых помех, а сопутствующее снижение КПД компенсируется установкой накопительных конденсаторов более высокой емкости. Одновременно повышается быстродействие блока питания — он становится способен отдавать в нагрузку очень высокий ток. Разумеется, каждый канал усиления запитывается от собственного трансформатора, малошумящего, заключенного в экранирующий кожух.

Как известно, важнейшей частью лампового усилителя является выходной трансформатор. В данной схеме они широкополосные, обладают низким импедансом. В итоге, если необходимо воспроизвести глубокий бас, трансформатор запросто выдает в колонку большой ток; нет проблем и с отработкой высокочастотных сигналов, обладающих крутыми фронтами.

Металлическая коробочка, рассчитанная на все усилители Ayon. Она обеспечивает доступ лишь к регулированию громкости и режиму приглушения звука. Выбирать вход можно только с фасада.

Разработчики рекомендуют прогревать усилитель в два этапа — предварительный (5—8 ч работы на низком уровне громкости) и окончательный (30—50 ч воспроизведения динамичного музыкального материала на средней громкости). Мы ограничились стандартным 12-ч прогревом. Начавшееся после этого прослушивание убедило нас — инженеры Ауоп умеют правильно формулировать задачи и добиваться их эффективного решения. В частности, работая в пентод-ном режиме, Triton практически не уступал нашему лабораторному усилителю (транзисторная схема класса High End, отдельный блок питания) по умению извлечь из солидных напольников бас, который точнее всего характеризовать в терминах сейсмологии. При этом никакого форсирования низких частот не наблюдалось — все звуковые образы усилитель отрабатывал с одинаковым тщанием. Воспроизводя наш любимый тестовый диск Audiophile Voices, он безукоризненно передавал как хоровое пение, так и богатство обертонов в голосе Ната Кинг Коула или нарочитое «пришепетывание» Шарлотты Рэмплинг. Не было и заметного оглушения высоких частот, они падали на слушателя хрустальными брызгами весеннего дождя.

На триодный режим мы переключили усилитель (не без сомнений в правомерности такого шага), ожидая потери в управляемости баса и снижения макродинамики. Так и оказалось при работе с «тугими» АС (чувствительность порядка 87 дБ). Однако подключив более «резвые» громкоговорители, мы были приятно удивлены: бас остался по-прежнему собранным, динамика почти не пострадала, зато как расширилась звуковая сцена, насколько свободней зазвучали инструменты! Вокал стал чуть менее агрессивным, однако ощущения разлада не возникло. Зато усилилось впечатление трехмерности (захотелось в сопровождении этой системы посмотреть какой-нибудь Jurassic Park 3D). Перед нами нечто, вполне достойное современной аудиомифологии — усилитель, обладающий только преимуществами ламповой схемотехники, виртуоз глубокого баса. Имя Тритона, бога морских глубин, подходит ему как нельзя лучше.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!