0

Сравнение

VIP Club

Ценовая категория 18300-28000 руб.

Автор статьи: Тихонов Илья
24.09.2008 7125 0
Ценовая категория 18300-28000 руб.
AAD S-160
AE Aegis NEO Sub
B&W ASW 600
Canton AS 125
DALI Ikon Sub
DCM TB1515
Dynaudio SUB 250
Epos ELS SUB
Focal-JMlab Chorus SW700 V
Infinity Cascade 12
Jamo SUB 650
Paradigm UltraCube 10
PSB SubSonic 8
REL T2
Sunfire Dominator D-10
Velodyne СНТ-12R
Wharfedale PC Super 15

Сабвуферы 18300-28000 руб.

Каждый год мы традиционно проводим тест сабвуферов, без которых сегодня немыслима ни одна многоканальная система. Более того, даже на музыкальном фронте у современного НЧ-громкоговорителя много работы - ведь далеко не все даже напольные модели могут воспроизводить по-настоящему глубокий и эффектный бас. Например, плоскопанельным электростатическим АС сабвуфер просто необходим - конструктивные особенности не позволяют им хорошо «басить». И этот пример далеко не единственный. Так что сабвуферу в любой системе найдется место, не важно - кино смотрит хозяин или предпочитает музыку.
Наш очередной тест как раз рассчитан на такую ценовую категорию, модели которой могли бы удачно выступить не только на кинотеатральной ниве, но и поддержать стереопару весомым музыкальным басом. Их возможностей и внутренних резервов должно вполне хватить для подавляющего большинства пользователей.
На этот раз мы собрали семнадцать моделей от разных производителей, многие из которых - новинки, появившиеся на рынке совсем недавно. Исключение составляет сабвуфер от AAD, который тестировался еще в 2004 году, но до сих пор актуален и продается на российском рынке. Тем интереснее было столкнуть «ветерана» с «новичками», сравнение обещает быть интересным. Искушенному читателю наверняка знакомо подавляющее большинство производителей, представленных в этом тесте. Исключение может составить лишь DCM - американская компания, выпускающая акустические системы (в том числе и сабвуферы) с 1974 года. Это первое выступление продуктов компании DCM на страницах нашего журнала. Тест покажет, насколько оно удачное.
Интересно, что некоторые из производителей специализируются на производстве сабвуферов (например, REL и Velodyne), другие же выпускают акустические системы и создают «низкочастотную поддержку» уже в дополнение к имеющемуся модельному ряду. Тем не менее совсем не значит, что у спецов аппараты всегда лучше, чем у тех, кто делает и колонки, и НЧ-громкоговорители.
Большой интерес у нас вызвала корректность работы встроенных кроссоверов сабвуферов. Ведь зачастую именно от правильной работы этих устройств зависит правильность согласования саба и остальных колонок. На слух это делать довольно затруднительно, поэтому настоятельно рекомендуем ознакомиться с графиками измерений и техническими комментариями, где этому вопросу уделено много внимания. Напомним лишь, что предыдущий тест продемонстрировал довольно халатное отношение со стороны производителей к этому аспекту. Посмотрим, на что способны аппараты гораздо более высокой ценовой категории.

AAD S-160 19000 руб.

AAD S-160
Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: крупный, эффектный бас, удобное расположение органов управления
Недостатки: не очень четкая передача импульсных реакций

Конструкция. Модель выделяется среди многих своей оригинальной формой корпуса. Боковые стенки загнуты, сам сабвуфер опирается на толстый подиум. 254-мм динамик с алюминиевым диффузором установлен на дно и излучает в подиум. Мощность усилителя класса А/В невелика - 160 Вт, однако она экономится за счет использования фазоинвертора. Его большие раструбы вынесены на заднюю стенку. Все элементы управления находятся спереди, что очень удобно. На задней стенке остались линейные входы и выходы, а также винтовые клеммы для высокоуровневого входа и выхода.
Звук. Американская модель продуцирует большой, крупнокалиберный бас. При передаче разнообразных шумов в кино все в порядке с количеством НЧ-энергии, при этом звуку немного недостает артикулированности: как говорят комментаторы в боксе, хочется, чтобы удар был более фиксированным. Неровность в полосе, некоторая замедленность реакций и не всегда ясная передача высоты нот заметны при тестировании сабвуфера на музыкальном материале. Разумнее сочетать S-160 с не очень басистыми напольными или полочными фронтальными АС. Проведению регулировок помогает переднее расположение ручек управления.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Частотная характеристика на участке до 40 Гц не зависит от настройки кроссовера. Совокупность графиков для разных частот среза напоминает график классического идеализированного сабвуфера с ровной верхней площадкой. Едва выбивается из этого вида небольшая горка на средней частоте настройки 95 Гц. Заметим, что максимальная частота среза практически совпадает с меткой регулятора 160 Гц, чего не скажешь об остальных измеренных частотах - они смещены в большую сторону. Нижняя граничная частота (31 Гц при -10 дБ) - не самый лучший результат по сравнению с другими участниками этого теста, хотя это и не самое плохое значение. Очень неплох коэффициент нелинейных искажений этой модели, особенно на невысокой громкости. Искажения растут по мере повышения уровня сигнала (при 94 дБ КНИ составляет 0,91%). В целом показатели этой модели уверенно занимают среднюю позицию в тесте.


AE Aegis NEO Sub 20300 руб.

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: очень глубокий, корректный бас, режекторный фильтр для адаптации к акустике комнаты
Недостатки: недостаточная чуткость при передаче тихой НЧ-информации

Конструкция. Модель выполнена в закрытом корпусе. 220-мм динамик оснащен бумажным диффузором, мощной магнитной системой и длинноходным подвесом. Его нагружает усилитель мощностью 200 Вт. Частоты до 26 Гц предварительно отфильтровываются. Интересно наличие полноценного режекторного фильтра с плавной регулировкой трех основных параметров: частота фильтрации, ширина и уровень выреза. Он поможет выровнять резонанс помещения, правда, без измерительных приборов настраивать его будет довольно сложно. Пять RCA-разъемов отведены под LFE-вход, линейный вход и выход.
Звук. AE Aegis NEO Sub воспроизводит НЧ-материал ровно во всем диапазоне. Сабвуфер достигает предельной глубины, доходит до рубежа инфрабаса. Высока структурированность материала в тональном, временном смысле. Мы предполагаем, что некоторым может показаться суховатой, недостаточно рельефной НЧ-мускулатура такого звука. При просмотре кино захочется большего натурализма взрывов, стрельбы. Акцентированные элементы (например, электронный бас в хард-роковых композициях) система транслирует упруго, но слегка сдержанно. При воспроизведении классической музыки британец дает материал немного схематично.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Модель уверенно отрабатывает положенный сабвуферу диапазон частот. Нижняя граница упирается в пределы измерений (23 Гц), ослабев всего на 6 дБ. Похожая ситуация наблюдается и на другом конце графика с отключенным кроссовером. Весьма ровная АЧХ на всем диапазоне измерений заслуживает всяческих похвал. Несколько озадачивают пологие спуски фильтра кроссовера (низкий порядок фильтра), затрудняющие определение реальной частоты среза. Отметим лишь, что наивысшая частота среза схожа с меткой на регуляторе, средняя частота - несколько ниже метки, нижняя - чуть выше. Модель показала один из самых низких КНИ на малой громкости. Однако на высокой громкости по этому параметру она оказалась в хвосте теста. На частотах ниже 40 Гц КНИ увеличивается плавно. В совокупности с показаниями АЧХ это дает основание предполагать наличие хорошего глубокого баса. Единственное «но» - невысокая громкость.


B&W ASW 600 18700 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: энергичный, хорошо оформленный, музыкальный бас
Недостатки: неровность в полосе при установке высоких значений ФНЧ

Конструкция. Повышенной жесткости 250-мм диффузор модели изготовлен из бумажно-кевларовой смеси. Максимально открытая корзина динамика позволяет воздуху свободно проходить ребра и облегчать движение диффузора. Встроенный усилитель выдает 150 Вт мощности в непрерывном режиме. Помимо линейного стереовхода и выхода предусмотрен выход с ВЧ-фильтром. Наряду с высокоуровневым входом, в наличии высокоуровневый выход с ВЧ-фильтром 1-го порядка. Плавная регулировка частоты среза кроссовера дополнена переключателем корректирующего фильтра EQ с режимом для обычных (А) и заглушённых (В) комнат.
Звук. Аккуратное превалирование среднего баса не вызывает ощущения дисбаланса и дефицита глубины регистра. Звук энергичный, с превосходной динамикой, корректный в тональном отношении, с четкой атакой. ASW 600 можно отнести к группе так называемых музыкальных сабвуферов. Англичанин симпатично передавал музыкальные программы, но главное предназначение саба все-таки театральное. Мы прогнозируем хороший результат при сочетании модели с напольной акустикой из каталога B&W: частоту кроссовера можно установить на 40-60 Гц, в случае использования бортового ФНЧ понадобится поднять уровень усиления.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Графики АЧХ этой модели выделяются среди основной массы участников. Налицо характерная горка и сильная зависимость уровня от частоты среза фильтра кроссовера. Таким образом, процесс настройки может занять довольно большое время. Заявленный диапазон регулировки кроссовера 40-180 Гц в реальности сужается до 60-100 Гц. При этом после каждой перестройки частоты среза, придется подстраивать и громкость. Используя переключатель EQ, можно несколько снизить отдачу сабвуфера на самых низких частотах (положение «А»), что может быть полезно для сильно резонирующих помещений (на графике не показано). Замеры же производились в положении «В» для хорошо заглушённых комнат. КНИ модели довольно низкий, ровный, почти не зависящий от уровня громкости. Локальный максимум КНИ приходится на 200 Гц, благо уровень на этой отметке ощутимо падает. Если не учитывать особенностей работы кроссовера, ASW 600 можно признать хорошистом теста.


Canton AS 125 23200 руб.

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: бескомпромиссно глубокий, впечатляюще динамичный, отлично оформленный бас с превосходной импульсной реакцией
Недостатки: сложность подбора акустических партнеров для сабвуфера (приоритет - модели Canton)

Конструкция. 310-мм динамик с диффузором из алюминия расположен в верхней части передней панели. Под динамиком выведен солидного размера раструб фазоинвертора. Номинальная мощность усилителя невысока (200 Вт), однако заявленный диапазон частот внушает уважение: 20-200 Гц. Плавно регулируется громкость, частота среза фильтра кроссовера и фаза. Предусмотрены переключатели режима компенсации резонанса комнаты и автоматического включения. Три пары RCA-разъемов - стереовход, сквозной стереовыход и стереовыход после ВЧ-фильтра на 80 Гц. В наличии также и клеммы высокоуровневых входа и выхода.
Звук. Низкочастотная артиллерия Canton AS 125 демонстрирует высокую точность басового прицела. Упругие, плотные, увесистые звуковые ядра сабвуфер неизменно кладет точно в цель. Бас отличается четкостью атаки, ясностью тональной структуры. Весьма и весьма впечатляет глубина регистра и высокая скорость отработки импульсной реакции при отработке милитаристских шумов в кинобоевиках, энергичного электронного баса рок-композиций. Нам удалось построить отличный музыкальный трифоник с участием как напольных, так и полочных АС. Для работы с сабом мы рекомендуем в первую очередь рассмотреть вакансии AC Canton.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

График АЧХ модели близок к классическому. Правда, в нашем случае ровная площадка несколько уходит вверх, достигая максимума на 110 Гц. Кроссовер неплохо отрабатывает частоты среза с одним небольшим замечанием - реальные частоты среза оказываются немного сдвинутыми в область низких частот (приблизительно на 20 Гц). Нижняя же частота среза наоборот, подвинута в ВЧ-область на 20 Гц. Пологий характер фильтра будет хорошо согласовываться с напольной акустикой или большими полочниками. Однако для маленьких сателлитов с их резким завалом ниже 150-200 Гц может оставаться провал на суммарной АЧХ, убираемый лишь максимальным положением регулятора кроссовера. Модель обладает низким КНИ, который можно было бы считать лучшим в тесте, если бы не досадная горка в районе 150 Гц. Низкая граничная частота, хороший КНИ и грамотный кроссовер выводят эту модель на одну из лидирующих позиций в тесте.


DALI Ikon Sub 22000 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: отлично сбалансированный бас по комплексу свойств, широкий динамический диапазон
Недостатки: небольшое превалирование среднего баса

Конструкция. Средних размеров корпус поставлен на подиум. Порт фазоинвертора находится на дне и «дует» в подиум. 305-мм динамик с бумажным диффузором установлен на передней стенке. Мощность встроенного усилителя составляет 250 Вт. В управлении и коммутации присутствует только самое необходимое. Предусмотрены RCA-вход LFE и линейный стереовход. Плавно регулируется уровень и частота среза фильтра кроссовера (50-130 Гц). Фаза регулируется дискретно. Есть возможность выбора режима питания (3 варианта, включая автоматический).
Звук. Одни модели теста с готовностью демонстрируют свою мускулатуру, точно «мистеры Вселенная» или т.п., другие решают низкочастотные задачи интеллигентно, без навала. К последним можно отнести модель DALI Ikon Sub (мы не раз рассматривали колонки из этой серии и давали им высокую оценку). Сабвуфер может сыграть громко и напористо, может прозвучать и деликатно, так, что у слушателя не возникнет сомнений в акустической природе материала (контрабас, виолончель, большой барабан). Это модель с очень хорошо сбалансированным набором качеств, оригинальным дизайном. Предназначение модели в первую очередь театральное.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

С выключенным кроссовером АЧХ сабвуфера выглядит хоть и не идеально, но довольно ровно. Максимум чувствительности наблюдается в районе 100 Гц в виде пологой горки. Кроссовер модели работает недостаточно четко, понижая общий уровень сигнала вместе с уменьшением частоты среза. Наиболее точно своей частоте среза соответствует метка 90 Гц. Остальные частоты как бы прижаты к ней, в действительности уменьшая диапазон регулировки до 70-100 Гц. Очень неплохие результаты показала модель при измерении КНИ на высокой и средней громкости, пропустив на первое место лишь сабвуфер от PSB. На низкой громкости были получены чуть более скромные результаты, тем не менее являющиеся одними из лучших в тесте. Однако следует заметить, что быстрый рост КНИ и заметное падение АЧХ ниже 40 Гц не позволяют достичь самого глубокого баса (32 Гц при -10 дБ). Судя по результатам измерений, данная модель более подходит для прослушивания музыки, нежели для домашнего кинотеатра.


DCM TB1515 18300 руб.

Звук * * *
Конструкция * * * *
Функции и управление * * *
Качество/цена * * *


Достоинства: очень глубокий, масштабный бас
Недостатки: сложность настройки, дефицит скоростных качеств, крупные габариты, реальное ограничение частотного диапазона сверху

Конструкция. Самый большой сабвуфер в тесте обладает 380-мм динамиком с пропитанным бумажным диффузором и таким же пассивным радиатором. Они установлены на переднюю и нижнюю стенку. Раскачивает эту махину 250-ваттный усилитель. Частота входного сигнала ограничена ВЧ-фильтром на 25 Гц. А кроссовер позволяет выставлять частоту среза в диапазоне 40-120 Гц. Кроме кроссовера, плавно регулируется лишь уровень громкости. Фаза задается переключателем 0/180°, а режим питания переключателем: On/Auto/Off. Набор входов/выходов стандартен: линейный RCA-вход и выход, винтовые клеммы высокоуровневого входа.
Звук. Непросто спрятать в комнате этот сабвуфер Гаргантюа. Но если кому-то и удастся сделать его невидимым, то устройство все равно обнаружит свое присутствие благодаря способности продуцировать довольно сильный басовый «ветер». В графе «позитив» у этой модели упомянем предельно глубокий (с уходом в инфраобласть), очень энергичный бас. В графе негатив - ряд конструктивных недоработок: пробивающийся сетевой фон (50 Гц), ограничение частотного диапазона сверху, сложность настойки, связанную с некорректной работой встроенного ФНЧ, некоторую вальяжность реакции и небольшое окрашивание.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

По АЧХ этой модели можно отметить очень выпуклый средний бас. Верхний бас уже на 60 Гц начинает круто срезаться фильтром при любых настройках. На 100 Гц уровень сигнала падает до -20 дБ, и только тут начинает отмечаться некоторое влияние настройки кроссовера. Регулировка кроссовера у этой модели малоэффективна. Точка 100 Гц является для системы переломной. В ее окрестности АЧХ достигает критически низкого уровня, а КНИ начинает быстро расти (особенно на низкой громкости). С другой стороны, нижняя граничная частота упирается в порог измерения 23 Гц на отметке -8 дБ. К сожалению, ниже 30 Гц начинает резко расти КНИ, затрудняя качественную передачу нижнего баса. Таким образом, можно обозначить реальный рабочий диапазон частот как 30-80 Гц. Понятно, что будет весьма затруднительно согласовать с этим сабвуфером небольшие сателлиты. Скорее к нему подойдут напольные фронты с нижней граничной частотой в районе 80 Гц.


Dynaudio SUB 250 28000 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции и управление * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: глубокий бас, высокий музыкальный потенциал, компактность, очень красивая отделка
Недостатки: не рекомендуется прослушивание на очень высокой громкости

Конструкция. Модель обращает на себя внимание высококачественной отделкой натуральным шпоном. Форма 240-мм диффузора длинноходного динамика оптимизирована для максимальной отдачи. В качестве материала диффузора выбран магниево-силикатный полимер (MSP). Корзина имеет специально аэродинамически оптимизированную форму. Фирменная технология контроля движения диффузора (СЕС) позволяет достичь более глубокого и мощного баса с минимумом искажений. RCA-вход и выход дополнены переключателем режима Slave/LFE. Есть стереовход и стереовыход с переключателем фильтра высоких частот.
Звук. SUB 250 необычайно корректно транслирует низкочастотное содержание при прослушивании на невысокой и средней (комфортной) громкости. При значительном увеличении уровня немного ухудшается структурированность материала. Данная модель - одна из самых музыкальных в этом обзоре. Можно говорить о высокой естественности передачи баса. При сочетании с качественной фронтальной парой (например, полочной или напольной AC Dynaudio) SUB 250 способен достроить нижний частотный раздел до предельной глубины без существенных компромиссов в качестве. ФВЧ поможет добиться точного согласования в трифонике.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

АЧХ имеет обычный для сабвуфера вид - пологая горка для каждой частоты среза. Любопытно, что с отключенным фильтром сабвуфер способен спокойно дотянуть до 400 Гц (падение около 10 дБ от максимума). На удивление четко кроссовер отрабатывает отметки 100 Гц и 150 Гц. Нижняя частота среза сдвинута в сторону высоких частот почти на 20 Гц. Нижняя граничная частота довольно низка: 25 Гц при -10 дБ. Уровень КНИ несколько выше, чем у других моделей этого теста, тем не менее на низкой громкости он составляет вполне приемлемое значение 0,62%. Несмотря на это, с уменьшением частоты искажения растут довольно медленно, оставляя неплохие шансы нижнему басу. Что приятно, в районе 300-400 Гц сабвуфер показывает минимальные искажения при любом уровне громкости. Модель будет хорошо работать как в комплекте с маленькими сателлитами, так и в солидном домашнем кинотеатре с напольными колонками.


Epos ELS SUB 20000 руб.

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: очень глубокий, превосходно оформленный бас
Недостатки: немного уменьшает масштаб НЧ-событий при воспроизведении киноматериала

Конструкция. Модель выполнена в закрытом акустическом исполнении. Ее корпус изготовлен из 25-мм MDF, разделен на две части (рабочий объем динамика и отсек для усилителя) и тщательно укреплен распорками, передняя стенка имеет двойную толщину. Высокоэффективный усилитель развивает непрерывную мощность 300 Вт, импульсную - 500 Вт. 254-мм диффузор изготовлен из специальной бумаги. Высокотемпературная звуковая катушка намотана на алюминиевом основании. Подключать сабвуфер можно как по линейному входу, так и по высокоуровневому. Линейный и высокоуровневый выходы оснащены ВЧ-фильтрами.
Звук. ELS SUB ровно и с приличным качеством отрабатывает всю полосу. В арсенале - бескомпромиссно глубокий нижний регистр. Модель очень динамично, корректно воспроизводит НЧ-контент вплоть до 40 Гц, ниже структурируемость звука снижается. Сабвуфер входит в группу аппаратов с очень хорошими музыкальными способностями. В кино он работает достойно, но по сравнению с другими системами его звуку иногда немного недостает ударности, точности реагирования, недостает грубого - «без обиняков» - натурализма. Нам без особого труда удалось построить удачные конфигурации с полочными и напольными АС.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Очень неплохо выглядит АЧХ этой модели. Характеристика немного забирает вверх на максимальной частоте среза (максимум достигается на 80 Гц), но это несильно влияет на общий вид. Частоты среза фильтра кроссовера на удивление точно совпадают с метками на регуляторе. А если еще добавить очень пологий спуск в НЧ-области (23 Гц при -5 дБ), то выходит весьма привлекательная картина. Не подвели модель и показатели КНИ. Являясь одними из лучших в тесте на низкой и средней громкости, они лишь немного проигрывают остальным моделям на высокой. На частотах ниже 50 Гц КНИ начинает расти, но не слишком быстро. Довольно необычно то, что КНИ в области нижнего баса растет быстрее на высокой громкости, поэтому рекомендуем слушать сабвуфер при небольшом уровне сигнала. Пологий спуск АЧХ может затруднить гладкое согласование с сателлитными системами. С другой стороны, с хорошими напольниками этот сабвуфер будет сочетаться более органично.


Focal-JMlab Chorus SW700 V 23000 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции и управление * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: хорошие музыкальные способности, артикулированный, быстрый бас
Недостатки: сравнительно неглубокий бас, выделение локальной части диапазона

Конструкция. Фирменные контуры продукции Focal-JMlab угадываются сразу, достаточно посмотреть на защитный гриль сабвуфера в форме буквы V. Последний облагораживает достаточно простой облик SW700 V и прикрывает солидный 270-мм НЧ-динамик, изготовленный по технологии Polyglass (пропитанная целлюлоза с напылением микрокристаллических стеклянных шариков). Управляет им 300-ваттный усилитель, построенный по схеме Bash. Производитель предусмотрел все возможные входы, выходы - только высокоамплитудные. Все разъемы и регулировки расположены на задней панели, порт ФИ «дует» в пол.
Звук. Звучание французской модели со стильным V на «груди» обладает рядом привлекательных особенностей, которые окажутся востребованными, в первую очередь, при просмотре динамичного кино: сабвуфер басит очень упруго, артикулировано, чисто. Прослушивается небольшое выделение участков диапазона (разных, в зависимости от настройки ФНЧ) - это не вызывает эффектов окрашивания звука. Модель обладает относительно неглубоким басом, что вполне уместно в рамках линии Chorus. Масштаб звукового события средний, модель звучит неизменно комфортно и собранно. Рекомендуем использовать с полочными AC Focal.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Как можно видеть из графиков АЧХ, с каждым изменением положения регулятора кроссовера изменяется и уровень выходного сигнала. Небольшую полочку ровной чувствительности можно получить при минимальных настройках (40 Гц). Правда, в этом случае сигнал начинает срезаться на частоте в 2 раза большей - 80 Гц. Примерно такого же результата (значения по неравномерности) можно добиться и при установке кроссовера на 100 Гц. При этом частота среза почти соответствует действительности. Выше 100 Гц регулировкой лучше не пользоваться - вместо прямой характеристика имеет вид «горки», что скажется на звучании не лучшим образом. По результатам КНИ при любом уровне сигнала модель находится в твердых хорошистах. Искажения нигде не превышают нормы в рамках этого теста. Минимум - при среднем уровне сигнала. А вот по значению нижней граничной частоты сабвуфер в аутсайдерах - всего 42 Гц.


Infinity Cascade 12 21600 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: очень хорошо оформленное, энергичное звучание, оригинальный некубический дизайн, система адаптации к акустике помещения
Недостатки: модель относительно сложна в настройке

Конструкция. Необычной формы корпус радует глаз загнутой верхней панелью, плавно переходящей в переднюю. Динамик с 250-мм диффузором из металлической матрицы (MMD) установлен на дно сабвуфера, а два пассивных радиатора с такими же диффузорами размещены на боковых стенках. Помимо усилителя на 300 Вт и кроссовера на 50-150 Гц (отключаемого) в сабвуфере предусмотрена система подстройки под акустические особенности помещения R.A.-B.O.S. (отключаемая). С помощью трех ручек на корпусе и прилагающихся CD-диска и измерителя звукового давления, потратив около получаса, можно успешно бороться с резонансами.
Звук. Глубины баса и энергетики Cascade 12 хватит для организации НЧ-наполнения при воспроизведении любого кинотеатрального (в первую очередь) и музыкального материала. Активно выявляя звуковую драматургию кинофильмов, громкоговоритель заставит любого зрителя творчески поволноваться. Как подобает дорогому продукту авторитетного производителя, сабвуфер обеспечивает хорошо оформленное, комфортное, энергичное звучание. Благодаря скошенной верхней панели изделие смотрится стильно, вот только положить сверху уже ничего нельзя. Нам легко удалось получить хороший по звуку ансамбль Cascade 12 с полочными АС.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

При отключенном фильтре на графике АЧХ заметна возвышенность в 5 дБ на участке 80-150 Гц, смещая тональный баланс в область верхнего баса. Горка на графике АЧХ также проступает и при максимальной частоте среза фильтра кроссовера 150 Гц. На более низких частотах фильтрации эта возвышенность так заметно себя не проявляет, оставляя лишь небольшую ступеньку на 80 Гц. Граничные значения регулировки кроссовера практически точно совпадают с реальными показателями, однако среднее значение (100 Гц) оказалось сильно смещено в область низких частот. Нижняя граничная частота весьма достойна (27 Гц), однако, судя по завалу АЧХ и росту КНИ, на большее рассчитывать не приходится. График КНИ этой модели несколько неровный, значения не так малы, как хотелось бы. Сабвуфер не любит высокую громкость, а также обнаруживает некоторое увеличение КНИ в области 150-200 Гц. По всем параметрам модель лишь немного отстает от лидеров.


Jamo SUB 650 21600 руб.

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: очень глубокий, корректный и динамичный бас, большой запас по энергетике
Недостатки: простой дизайн

Конструкция. Модель является старшей в своей линейке. Акустическое оформление закрытого типа, диаметр диффузора динамика - 305 мм, мощность усилителя 650 Вт, есть возможность включения по внешнему сигналу 12 В. Для удобства регулятор громкости вынесен на переднюю стенку. У модели присутствует компенсация низкочастотного резонанса помещения с регулятором на задней стенке. В наличии имеются как линейный стереовход/LFE и стереовыход, так и высокоуровневый на винтовых клеммах. Режим питания выбирается переключателем (три стандартных варианта).
Звук. SUB 650 - пример сабвуфера действительно универсальных возможностей. Ровная и очень аккуратная отработка всей полосы, ограниченной снизу нижайшим басом, высокая - с запасом - энергетика, отличная динамика и скоростные качества - чего еще желать?! Модели превосходно удаются содержащиеся в саундтреках разные НЧ-шумовые эффекты. Сабвуфер весьма удачно взаимодействует как с напольными, так и с полочными громкоговорителями. Несомненен довольно высокий музыкальный потенциал SUB 650: нам быстро удалось собрать очень симпатичный по звуку трифоник.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

График АЧХ этой модели близок к классическому, разве что несколько задран в области верхнего баса (максимум достигается в районе 100 Гц). Кроссовер практически идеально отрабатывает свой диапазон регулировок. Можно лишь заметить, что в высокочастотной области крутизна спада АЧХ несколько сильнее, чем в низкочастотной. Такое поведение кроссовера благоприятно повлияет на согласование сабвуфера, как с маленькими сателлитами, так и с мощными напольниками. Впечатляет также и пологий уход характеристики в сторону нижнего баса, обещающий хорошую отдачу на самых низких частотах. Заслуживает всяческих похвал низкий КНИ этой модели, являющийся одним из лучших в тесте. Характерное увеличение искажений в области самых низких частот происходит плавно, также подтверждая хороший потенциал сабвуфера. Модель одинаково хорошо работает на любой громкости, правда, нижний бас выходит несколько лучше на невысокой.


Paradigm UltraCube 10 20100 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: отличный театральный бас с впечатляющей энергетикой
Недостатки: тональные неровности ограничивают музыкальное применение сабвуфера

Конструкция. Небольшой кубической формы сабвуфер весьма компактен. Основной 254-мм динамик расположен на дне корпуса. Его диффузор выполнен из полимера (полипропилен с минеральными вкраплениями). Мощная металлическая корзина также служит и теплоотводом. Избавиться от излишков тепла также помогает система вентиляции AVS. В сабвуфере используется два пассивных 229-мм радиатора, установленных по бокам. Вся система образует замкнутый рабочий объем. Усилитель класса D способен развивать мощность 650 Вт в непрерывном режиме. Управление и коммутация - минимальны.
Звук. При прослушивании системы с UltraCube 10 любой слушатель обратит внимание на шикарный, атлетичный и мускулистый бас. Модель басит очень глубоко и всегда внятно. В кино сабвуфер способен так жахнуть, что никто не усомнится в его возможностях. Видимо, создатели устройства стремились к тому, чтобы владелец UltraCube 10 осознавал, каков реальный масштаб отображаемых на экране сцен: битв, крушений, канонад и т.п. Музыкальные способности данной модели вторичны. Прослушиваются небольшие тональные неровности, и ФНЧ работает не вполне корректно - это осложняет настройку трифоника. Лучше подключать по LFE-входу.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Довольно странную картину можно видеть на графике АЧХ этой модели. Вместо того чтобы менять частотный порог срабатывания фильтра, кроссовер либо поднимает, либо спускает уровень АЧХ на частоте 80 Гц. И хотя результат измерений имеет сходство с классическим случаем, здесь вряд ли удастся обойтись без дополнительной корректировки общего уровня. Больше всего бросается в глаза горб на 80 Гц при максимальной частоте среза фильтра. Если бы не этот подъем, работу кроссовера можно было бы расценить как вполне хорошую, с аккуратным соответствием меток регулятора с реальными показателями частот среза. График КНИ явно отсекает рабочий диапазон сабвуфера (30-240 Гц), за пределами которого искажения начинают сильно расти. Впрочем, ничего страшного в этом нет, поскольку это нормальной ширины рабочий диапазон. Что же касается диапазона измерений, на этом участке КНИ ведет себя весьма и весьма достойно.


PSB SubSonic 8 20800 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: бескомпромиссно глубокий, масштабный бас, превосходный динамический ресурс
Недостатки: неточность передачи временных параметров звука

Конструкция. Особенность этого сабвуфера - использование двух 250-мм динамиков в корпусе фазоинверторного типа. Диффузоры выполнены из полипропилена. Большой порт фазоинвертора выведен на переднюю стенку, под динамиком. Усилитель Bash класса Н рассчитан на 325 Вт непрерывной мощности и 800 Вт в импульсном режиме. Любопытно, что регуляторы уровня и кроссовера (50-150 Гц) вынесены так же на переднюю стенку. Сзади остались лишь переключатели, выключатель кроссовера и коммуникационные разъемы. Система снабжена линейным RCA-bxo-дом и выходом, а также высокоуровневым входом.
Звук. SubSonic 8 эффектно иллюстрирует закономерность: большой сабвуфер - крупный динамик - масштабный звук. Вместе с тем модель вполне оправдывает свое название, так как обладает бескомпромиссно глубоким басом. Любой материал громкоговоритель подает широко, свободно, с достоинством. Можно покритиковать устройство за недостаточную артикулированность басовой ткани. PSB преобразует электрический сигнал в акустический слегка вальяжно, немного с ленцой, чуть смазанно. Нам представляется непростой задача согласования сабвуфера с сателлитной фронтальной акустикой для создания музыкальной системы.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

АЧХ этой модели страдает некоторой неравномерностью, однако реальная частота среза неплохо согласуется с разметкой на регуляторе кроссовера. Несколько смущает заметно приподнятый верхний бас на максимальной частоте фильтрации. На минимальной частоте этот участок также кажется несколько завышенным. Самый подходящий вид АЧХ имеют средние настройки частоты среза фильтра кроссовера, однако они подойдут не ко всяким колонкам. Все это может помешать гладкому согласованию с другими акустическими системами. Однако попытаться все же стоит, поскольку по уровню нелинейных искажений, эта модель делит первое место с Velodyne, также она является одной из лучших в тесте по глубине баса (23 Гц при -6 дБ). Низкий КНИ и широкий рабочий диапазон делают эту модель весьма привлекательной как для аудиофила, так и для любителя кино. Однако будьте готовы хорошенько повозиться с настройкой сабвуфера, чтобы добиться наилучших результатов.


REL T2 26200 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: скоростной бас, компактность, оригинальный стильный дизайн
Недостатки: ограничение частотного диапазона сверху

Конструкция. Сабвуфер представляет собой небольших размеров кубик, поставленный на очень оригинальные металлические рамки-ножки, закрепленные по периметру боковых стенок. Высокопрочные 254-мм динамик и пассивный радиатор с большим ходом (ULT) установлены на передней и нижней стенках. Непрерывная мощность встроенного усилителя класса АВ - 300 Вт. В этой модели реализована схема защиты по току и напряжению. Отдельно осуществляется регулировка уровня линейного/высокоуровневого входа и входа LFE. Разъем Neutrik Speakon позволяет все высокоуровневые входы подключать одним движением руки.
Звук. Фирма REL рекомендует подключать сабвуфер одновременно и по высокоуровневому (параллельно фронтальным АС), и по низкоуровневому (LFE) входам. Подключение к входу Low Level не рекомендуется и применяется только при работе с активными колонками без высокоуровневых терминалов. Аппарат демонстрирует быстрый ударный бас, который придется ко двору не только в кино, но и на музыкальном поприще. Звук компактный, для усиления можно порекомендовать установку в угол комнаты. На музыкальном материале заметна небольшая неровность тембрового разрешения.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Ровная «площадка» на амплитудно-частотной характеристике не такая длинная, как того бы хотелось. Она простирается от 35 Гц и заканчивается на 60 Гц (при максимальных настройках ФНЧ либо при его отключении). За этими границами характеристика идет на спад. Разметка регулятора кроссовера практически точно совпадает с реальными значениями, единственное - уровень растет с повышением частоты среза. Судя по полученной АЧХ, аппарат можно рекомендовать к использованию с не самыми маленькими акустическими системами, которые играют хотя бы от 60 Гц (по -10 дБ). Кстати, собственная нижняя граничная частота сабвуфера была зафиксирована на 23 Гц (при -7 дБ). что является весьма и весьма достойным результатом. КНИ при низком и среднем уровне сигнала близки к рекордно низким, а вот при 94 дБ значение этого параметра увеличивается в два раза, оставаясь, тем не менее, в пределах нормы (1,04%).


Sunfire Dominator D-10 27700 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: превосходный - глубокий, ровный, чистый, четкий бас, рекордная паспортная мощность
Недостатки: недостаточная механическая стабильность саба, сдержанный дизайн, ограничение диапазона сверху

Конструкция. Из трех моделей «Доминаторов» D-10 является средней. Дизайн всех одинаковый - тяжелый черный куб небольшого размера. Удивительно, что при своей немалой мощности (1000 Вт) и малых габаритах сабвуфер не имеет радиатора. 254-мм диффузор благодаря широкому и длинноходному подвесу позволяет перемещать значительные объемы воздуха. Три регулировочные ручки позволяют настраивать частоту среза кроссовера (30-100 Гц), фазу (0-180°) и уровень. В наличии стереовход и сквозной выход RCA, а также высокоуровневый стереовход с винтовыми клеммами.
Звук. Мал да удал - этот фольклорный пассаж подходит для описания НЧ-нрава D-10. Басом этот кубик обладает авторитетным. Достоинства звука: глубокий, ровный, чистый, быстрый - завидный набор. Dominator если и доминирует в системе, то в самом хорошем смысле. Построить очень симпатичный трифоник можно с напольной или довольно басовитой полочной АС, подав на вход D-10 скорректированный сигнал. Прыть модели велика и в буквальном смысле: саб так активно орудует диффузором, что иногда сотрясается. Если поставить на него что-то тяжелое (скажем, кадку с пальмой), то качка прекращается и атака звука делается четче.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

Тональный баланс модели явно смещен в сторону нижнего баса. Начиная с 60 Гц при любых настройка кроссовера АЧХ начинает заметно заваливаться вниз, достигая порога -10 дБ уже на 100 Гц. Реальный диапазон изменения частоты среза фильтра кроссовера настолько мал, что вряд ли сможет помочь в согласовании с остальными колонками. Ввиду этого следует учесть, что лучшую компанию модель составит средним напольникам или большим полочникам. На левом конце графика, казалось бы, все хорошо, и линия АЧХ готова уйти далеко за пределы наших измерениий (23 Гц при -5 дБ), однако посмотрим на график КНИ. Ниже 40 Гц КНИ резко начинает расти и уже к 30 Гц уходит далеко за отметку 5%. Поэтому, хотя глубина нижнего баса впечатляет, его качество отстает от других участников. Средний КНИ тоже довольно высок. Тем не менее в домашнем кинотеатре у нее есть все шансы показать себя с лучшей стороны, учитывая впечатляющую мощность и глубокий бас.


Velodyne СНТ-12R 21600 руб.

Звук * * * * *
Конструкция * * * * *
Функции и управление * * * * *
Качество/цена * * * * *


Достоинства: отлично сбалансированный звук по всему комплексу свойств, хорошая функциональность, ПДУ
Недостатки: несколько неточная работа ФНЧ

Конструкция. Саб имеет приличных размеров корпус и довольно большой вес. 305-мм диффузор динамика изготовлен из волокнистого материала. Широкий щелевой порт фазоинвертора выведен в самый низ передней панели. Мощность усилителя относительно небольшая - 200 Вт (400 Вт - пиковая). Частота среза кроссовера плавно регулируется от 40 и до 120 Гц. В сабвуфере применяется цифровая обработка сигнала (DSP), в комплекте идет удобный пульт дистанционного управления. Он позволяет регулировать громкость, отключать звук, менять фазу 0/90/180/270°, включать ночной режим и выбирать одну из заводских предустановок.
Звук. Модель от одного из самых авторитетных поставщиков добротного баса звучит раскрепощенно, широко, масштабно и очень чисто. Структуру НЧ-сигнала СНТ-12R передает весьма корректно, с минимумом схематизма. Замечателен вклад Velodyne в передачу рельефа кинодраматургии. Высок музыкальный потенциал системы - об этом можно судить по аккуратной трансляции акустических записей: органа, контрабаса соло, звука большого барабана. Мы прогнозируем очень хорошую сочетаемость громкоговорителя с разными сателлитными АС. Отличный звук, функциональность, хорошая цена - заманчивая формула.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

На АЧХ этой модели можно видеть вполне обычную картину, характерную для большинства сабвуферов. Плавный спуск слева чуть ограничивает уровень нижнего баса (26 Гц при -10 дБ). Средний бас передается довольно ровно, разве что немного уходя в гору с отключенным фильтром. Кроссовер неплохо справляется с возложенными на него обязанностями. Однако и он страдает характерным «заболеванием» сабвуферов - вместе с изменением частоты фильтрации меняется и общий уровень громкости. Реальная частота среза фильтра несколько выше отметок на регуляторе, впрочем, несущественно. Весьма хорош график КНИ модели. При любой громкости он остается похвально низким почти во всем диапазоне измерений. По этому параметру модель занимает лидирующие позиции в тесте. Довольно глубокий и чистый бас способствуют музыкальному применению сабвуфера. Уверенная работа кроссовера позволит интегрировать модель в любое окружение.


Wharfedale PC Super 15 21800 руб.

Звук * * * *
Конструкция * * * *
Функции и управление * * *
Качество/цена * * * *


Достоинства: эффектный, масштабный, комфортный театральный звук
Недостатки: неровность звукового разрешения в полоса, большие габариты

Конструкция. Большой и тяжелый куб, аккуратно отделанный натуральным шпоном, впечатляет с первого взгляда. Однако в заявленных характеристиках фигурирует лишь цифра 35 Гц, что несколько удивляет. Большой 380-мм диффузор динамика изготовлен из пропитанной бумаги, на заднюю стенку выведены два больших порта фазоинвертора. Плавно регулируется лишь громкость, частота среза фильтра фазоинвертора переключается дискретно: 35/45/55/65/75/85 Гц. Сигнал можно подавать как на линейный стереовход, так и на винтовые клеммы высокоуровневого входа. Для удобства предусмотрен линейный выход RCA.
Звук. В звуке британской модели заметно превалирует верхняя часть полосы. Наилучший трифоник мы построили с привлечением напольной АС и с установкой бортового ФНЧ на 35 Гц. Предпочтительная сфера применения сабвуфера - театральная. В кино саб работает эффектно, масштабно, раскрепощенно. Музыкальные приложения менее актуальны из-за неровностей тонального строя и не везде хорошей структурированности материи и передачи интонационной структуры НЧ-содержания. Динамический потенциал нужно признать хорошим. По артикулированности и скоростным свойствам модель чуть уступает некоторым системам теста.

Технический комментарий
Рис. 1. Амплитудно-частотная характеристика

На АЧХ в основном рабочем диапазоне видна довольно крутая горка, имеющая максимум в среднем басу. Это означает, что нижнего баса может не хватать (нижняя граница - 32 Гц при -10 дБ), а равномерность характеристики далека от идеала. Это единственная в тесте модель, чей фильтр оставляет среднечастотные составляющие сигнала. Такое поведение фильтра может давать нежелательные призвуки в этой области. Помимо нечеткого среза можно заметить несоответствие реальной частоты настройки кроссовера отметкам на регуляторе. Модель обладает далеко не самым лучшим КНИ в тесте. Ниже 40 Гц искажения довольно быстро растут. Тем не менее значения КНИ остаются в пределах «хорошистов» данного теста и не могут быть поводом для претензий. В глобальном масштабе расстраивает только недостаточно низкая граница в НЧ-диапазоне. Ведь за такие деньги покупатель вправе рассчитывать на низкий бас.



► Результаты
Тест показал, что активные НЧ-громкоговорители из данной ценовой категории способны решать задачи любой сложности в рамках многоканальной кинотеатральной системы благодаря достаточной мощности встроенных усилителей, по большей части бескомпромиссной глубине регистра, очень хорошей динамике баса и достойной функциональности. Многие из исследованных моделей обладают несомненными музыкальными способностями. Более половины сабвуферов - американских и британских марок (по 5 устройств). В подборке также представлены бренды, принадлежащие другим национальным школам звука: Дании (3), Канады (2), Германии (1) и Франции (1). В этот раз мы подобрали для теста модели в довольно широком ценовом диапазоне: различие между самым дешевым (DCMTB1515) и самым дорогим сабвуфером (Dynaudio SUB 250) составляет почти 10 тыс. руб., то есть 33% от максимальной стоимости. Средняя по тесту цена сабвуфера - около 22000 руб.

► Конструкция
В девяти моделях конструкторы применили низкочастотное оформление фазоинвертор и его разновидность - пассивный радиатор. В остальных случаях предпочтение отдано закрытому корпусу. Среди 17 участников много крупногабаритных аппаратов. Производят впечатление своими размерами DCM TB1515, PSB SubSonic 8, Canton AS 125 и др. Для таких НЧ-геркулесов их владельцам придется изыскивать место, но нужно принять во внимание, что такие мощные и очень басовитые сабвуферы предполагают размещение в просторной комнате, в которой дефицит площади менее актуален. Большие приборы закономерно вооружены большими драйверами. Те, кто считает, что хороший басовик должен быть большим, найдут в подборке подходящий экземпляр. Материалы, из которых выполнялись диффузоры головок, иллюстрируют разнообразие фирменных подходов. Здесь есть металл (алюминий и сплавы), целлюлоза (разные марки), стекловолокно, полипропилен, композиты (кевлар/бумага и др.). В подборке представлены не только крупные, но и небольшие и даже миниатюрные модели. Интересно, что габариты устройств в данном случае обратно пропорциональны их стоимости: Dynaudio SUB 250 и Sunfire Dominator D-10 - не только самые маленькие, но и самые дорогие сабы. По мощности бортового усилителя с огромным отрывом от соперников лидирует самое малогабаритное устройство в тестовой компании - Sunfire Dominator D-10: 1 кВт - впечатляющая цифра! Самый скромный данный параметр у B&W ASW 600 (150 Вт). Прослушивание показало, что для комфортного прослушивания требуется не более 40-60% максимальной мощности. Естественно, чем выше мощность, тем выше энергетический и эмоциональный ресурс, что актуально в первую очередь для театра. О классе сабвуферов наиболее красноречиво свидетельствуют два аспекта: глубина баса и динамический диапазон, который выводится из зависимости уровня нелинейных искажений от амплитуды сигнала (громкости). Как отмечалось выше, почти все модели оперируют в области глубокого баса, а некоторые - на грани инфразвука. Нижняя граница диапазона 23 дБ по уровню -6/-9 дБ - обычный параметр для данного теста. Из сказанного следует, что низкий бас не только есть, но и воспроизводится довольно громко. Вместе с тем, сабвуферы играют очень чисто и динамично. Только у одной модели уровень КНИ, средний среди значений, полученных в диапазоне 40-160 Гц при 82, 88 и 94 дБ, превышает 1%: у Sunfire (1,2%). Средний по тесту данный показатель - 0,7%. Самый чистый звук у PSB SubSonic 8 (0,35%) и Velodyne CHT-12R (0,36%). Большинство моделей способны не только обеспечить классный звук, но и оживить интерьер современного жилища. Наиболее интересные в дизайнерском отношении сабвуферы: некубические AAD S-160 и Infinity Cascade 12; импозантный Canton AS 125; DALI Ikon Sub со стильными профилированными подставкой и фронтальной панелью; Dynaudio SUB 250, отделанный шпоном с очень красивой текстурой; Focal-JMlab Chorus SW700 V, воплощающий фирменный V-дизайн; компактный REL T2 в черном лаке и с необычными ножками; элегантный Velodyne CHT-12R. Даже у сабвуферов, реализующих простую идею куба, некоторые изюминки оживляют внешний вид.

► Функции и управление
В функциональном оснащении моделей в первую очередь привлекают внимание средства эквализации полосы для компенсации резонансов помещения. Наиболее продвинутое решение предлагает Acoustic Energy Aegis NEO Sub, оснащенный настраиваемым режекторным фильтром. Потенциально полезна система оптимизации баса R.A.B.O.S. сабвуфера Infinity Cascade 12. Модель Velodyne CHT-12R имеет четыре предустановки для работы с разным материалом (музыка, кино); в тесте только эта модель укомплектована ПДУ - приятная и полезная особенность. Тест показал, что производители дорогих аппаратов зачастую игнорируют высокоамплитудные входы/выходы: обе пары разъемов есть только у шести устройств, ни одного - у пяти, у остальных - только вход. Почти все модели оснащены театральным входом LFE, на который поступает НЧ-сигнал, скорректированный внешним кроссовером ресивера или процессора. У всех аппаратов имеется линейный стереовход, у многих и выход. Диапазоны регулировки ФНЧ позволяют сочетать сабвуферы с почти любой фронтальной акустикой. Необходимо отметить, что реальная верхняя граница регулировки фильтра у DCM TB1515 и Sunfire Dominator D-10 значительно ниже указанной в спецификациях. Шесть сабвуферов оснащены фильтром высоких частот, что позволит добиться более точного внутрисистемного согласования. Во всех случаях предусмотрена регулировка фазы - дискретная и плавная. Необходимо упомянуть очень удобное расположение расположение органов управления спереди у некоторых сабвуферов, например, AAD S-160, Jamo SUB 650 и др.

Регулировки на передней панели удобнее их тылового размещения... ...зато сзади они не привлекают внимание

► Звук
Все сабвуферы воспроизводят бас в широкой полосе, глубоко, чисто, энергично. Ряд аппаратов обладают весьма ценной способностью очень четко артикулировать воспроизводимый низкочастотный материал. Особенно отличились в этом отношении великолепный Canton AS 125, Paradigm UltraCube 10, Sunfire Dominator D-10, Focal-JMlab Chorus SW700 V. Бас первых трех громкоговорителей обладает просто-таки выдающимися ударными, «бронебойными» свойствами. AAD S-160, DCM TB1515, PSB SubSonic 8, Wharfedale PC Super 15 создают впечатление очень крупного, раскрепощенного звучания; работая в кино, эти системы приближают размеры звукового изображения к масштабы соответствующего события. Несколько сабвуферов продемонстрировали очень хорошие музыкальные способности. В первую очередь следует назвать три датские модели: Dynaudio SUB 250, DALI Ikon Sub и Jamo SUB 650, а также Epos ELS SUB, Acoustic Energy Aegis NEO Sub, B&W ASW 600.

► Выбор
Принимая решения о награждении, мы, как всегда, учитывали комплекс конструктивных, дизайнерских, звуковых, функциональных особенностей конкурентов и обязательно цену продукции. Призы симпатий получают солидно сконструированные сабвуферы с очень хорошо сбалансированным набором достоинств и привлекательной разумной ценой: АЕ Aegis NEO Sub, превосходный аппарат с породистым звуком, оснащенный режекторным фильтром для подстройки баса к акустике комнаты; Canton AS 125, воплощающий представления многих слушателей о по-настоящему качественном басе с могучим драйвом; Epos ELS SUB, модель, очень достойно проявившая себя как на театральном, так и на музыкальном поприще; Jamo SUB 650 отличает строгий внешний вид и отлично оформленный глубокий, четкий, мощный бас. Лавры Победителя достаются сабвуферу знаменитой марки Velodyne: CHT-12R. Это аппарат с глубочайшим и премиально динамичным, чистым басом, широким набором функций, привлекательным дизайном и хорошей ценой.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!