0

Сравнение

VIP Club

Головки звукоснимателя Ortofon

Автор статьи: Карпунин Денис
16.04.2015 4699 0

Участники теста:

  1. Ortofon МСЗ Turbo 
  2. Ortofon М2 Bronze 
  3. Ortofon Quintet Bronze 
  4. Ortofon Cadenza Red 
  5. Ortofon Cadenza Bronze

Компания Ortofon — один из самых именитых производителей головок звукос нимателей, с более чем 95-летней историей. Сейчас в модельном ряду Ortofon одних только головок — более 50 моделей (в Hi-Fi- и High-End-линейке, а есть еще и DJ- картриджи). Кроме того, имеются сменные иглы, тонармы, шеллы, повышающие трансформаторы, фонокорректоры, аксессуары и всевозможная кабельная продукция. Помимо своих собственных, Ortofon разрабатывает и выпускает головки и тонармы для сторонних производителей.

Критерии оценки

В нашем тесте всего пять головок. Впрочем, больше охватить было бы сложновато, учитывая и разные конструкции, и разные требования по сочетанию с тонармами у разных моделей. Но наша выборка только на первый взгляд может показаться сумбурной, на самом деле это не так. В подборку вошла одна высоковыходная МС-головка Ortofon МС 3 Turbo (а надо сказать, что высоковыходные МС — точно не основное направление в компании), одна классическая ММ-головка Ortofon М2 Bronze — представитель семейства М2, в которое входят ММ-модели с разными характеристиками, разными типами крепления, а также стерео- и моноголовки. Дальше — Ortofon Quintet Bronze, головка, представляющая самую новую, недавно выпущенную линейку Quintet, и две головки из верхней линейки Ortofon — Cadenza Red и Cadenza Bronze. Тут надо уточнить, что модели в линейке Cadenza не самые старшие вообще, но это старшая линейка. Остальные старшие головки существуют в виде самостоятельных моделей. Также стоит упомянуть культовую линейку Ortofon SPU — наверное, одну из самых долгоживущих семейств головок на рынке, она создавалась в 1957—1959 годах, но эти головки слишком специфичны, чтобы включать их в подобный тест на общих основаниях, и заслуживают отдельного внимания. Что еще нужно упомянуть — все головки из разных линеек выбраны так, что это младшие или средние представители {а как-то так уж традиционно сложилось сейчас у Ortofon, что в линейке обычно четыре стерео- и одна моноголовка). Младшие и средние — чтобы понять стартовый потенциал линейки, старшие же представители — это отдельный разговор и к тому же другие цены.

Ortofon МС-З Turbo

Ortofon МС-З Turbo

Внешне очень простая, даже грубоватая головка, с корпусом, изготовленным из черного пластика (названного норилом, видимо, это что-то не совсем простое). Пластиковое здесь все, и сам корпус, и ушки для крепления. Верхняя поверхность ребристая, чтобы минимизировать площади контакта головки с шеллом. Для крепления используются не отверстия, а ушки — с их помощью можно закрепить головку к любому стандартному шеллу. Процедура эта не столь удобна, как если бы у головки была металлическая площадка с резьбой, но в ней нет ничего необыкновенного. В комплект головки входят только крепежные винты, гайки, небольшая отверточка и защитный колпачок.

По типу Ortofon МС 3 Turbo относится к МС-головкам с высоким выходом — уровень выходного сигнала в 3,3 мВ вполне позволит головке работать с любым ММ-фонокорректором, но по принципу преобразования сигнала это все же МС-головка. Если посмотреть по характеристикам и деталям — алюминиевый иглодержатель, не самая низкая податливость этого самого иглодержателя, вполне «всеядная» и не особенно капризная заточка иглы, совсем небольшой вес самой головки и вполне среднестатистическая прижимная сила. Все это указывает на то, что потенциально эта головка может подойти ко многим современным тонармам, с не самой большой эффективной массой (хотя это, конечно, надо просчитывать в каждом конкретном случае), 12 дюймов длины тонарма вовсе не обязательны, и 9 вполне хватит. МС с высоким выходом в понимании Ortofon (да и вообще, как оно есть) — некоторое компромиссное решение, позволяющее использовать сильные стороны МС-головки, но в сочетании с явно более дешевым ММ-корректором. Плюс именно для этой модели предположу, что она может оказаться не самой капризной в настройках и спокойно работать с пластинками разной степени потрепанности, и не обязательно пластинками, обработанными помывочной машинкой. Практика и прослушивание это вполне подтвердили.

По звуку головка немного мягкая, но очень музыкальная. Детальность и динамика не самые-самые высокие, но в умеренно-бюджетном тракте эти черты дают то, что слышно меньше огрехов самого тракта и дефектов пластинок. В звуке есть некие «винтажные» черты, сглаженность и слитность воспринимаются как нечто совершено естественное. Также присутствует доля аккуратности и деликатности в сочетании с умеренным количеством теплоты. Бас чуть смягченный, вполне глубокий и объемный. Средние частоты прорабатываются достаточно подробно, но слегка сглаженно. Верхи хоть и слышны отчетливо, но в них нет резкости. Сцена средней ширины и глубины, плотная и насыщенная, хотя и ощущение воздуха присутствует. Образы и планы прорисованы пропорционально правильно, но линии не очень четкие. В целом хоть у головки и есть некоторый почерк, на практике она достаточно универсальна, а если говорить о жанровых предпочтениях, то разве что с тяжелым роком или симфонической или хоровой музыкой могут возникнуть некоторые сложности. В остальном же отдельные звуковые черты распределяются равномерно и звук в целом не имеет навязчивой окраски.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 3,3 мВ
• Разделение каналов на 1 кГц: > 24 дБ
• Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ
• Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20—30 000 Гц
• Податливость иглодержателя: 13x10- 6 см/дин
• Тип иглы: Nude Fine Line
• Радиус заточки иглы: r/R 8/40 мкм
• Диапазон прижимной силы: 1,8—2,2 г
• Оптимальная прижимная сила: 2 г
• Угол трекинга: 20°
• Внутреннее сопротивление: 100 Ом
• Рекомендуемое сопротивление:47 кОм / < 500 pF
• Материал катушек: медь
• Материал корпуса: пластик
• Вес головки: 4,1 г

Ortofon М2 Bronze

Ortofon М2 Bronze

Самая что ни на есть классическая ММ-головка с высоким выходом и сменной вставкой. Вообще в линейку М2 входят пять типов головок — четыре стерео и одна моно, Bronze — вторая сверху модель. Плюс есть еще модификации по типу крепления. Корпус головки пластиковый, частью полупрозрачно-красный, частью черный (основа головки изготовлена из специализированного пластика, разрабатывавшегося с учетом его виброразвязывающих свойств). Название Bronze продублировано в цвете корпуса вставки, что традиционно для всех линеек Ortofon, имеющих «цветовую» маркировку. В плане установки и крепления головка очень удобна — в верхней части корпуса имеется пластина с двумя отверстиями с резьбой, и для установки нужны только два винта — никаких гаек здесь не потребуется. Здесь, кстати, стоит сказать об одной системе, которую придумали разработчики, и надо отдать им за это должное. Кроме классических М2 (как и наша испытуемая), все пять головок в линейке имеют две дополнительные модификации. Существуют модификации Verso для тех тонармов, где предпочтительнее по каким-то причинам крепить головку гайками. Т.е. головки те же самые, но в корпус уже вмонтированы два винта с резьбой (но без шляпок) — нужно только вставить их в прорези или отверстия тонарма, или шелла, и притянуть сверху гайками. Не самый востребованный, но интересный вариант. Еще интереснее модификация Plug and Play — конструкция, представляющая собой головку, собранную вместе с шеллом со стандартным выходным разъемом. Точнее, это шелл, «заточенный» под головки М2. Притом все головки М2 имеют одни и те же размеры и одинаковый вес, поэтому легко заменяются без перенастроек тонарма, а версия Plug and Play еще больше упрощает этот процесс. Единственный минус — у конструкции нет регулировки азимута, но это скорее вопрос не к головкам, а к тонармам как таковым.

По характеристикам М2 Bronze — классическая ММ-головка, с выходом в 5 мВ, хорошими частотными характеристиками и всеядной, некапризной заточкой иглы. При этом небольшая прижимная сила в какой-то мере способствует более бережному отношению к вопросу износа пластинки.

Звук у головки хлесткий, быстрый, немного резковатый и яркий. Динамика и детальность очень неплохи, но в них чувствуется характер, свойственный многим ММ-головкам, — акцент на основные тона и некоторое пренебрежение послезвучиями. Бас неплох по глубине и наполненности. В нем нет вальяжной степенности, основные черты — упругость, умеренная плотность и хорошая подвижность. Серединка подчеркнутая, чуть приподнятая, разборчивая, но немного прямолинейная. Верхние частоты прорабатываются очень неплохо, а количественно их несколько больше, чем обычно. Есть немалая доля задора и эмоциональная насыщенность. Сцена немного шире, чем обычно, но не очень глубокая. Образы и планы даже не прорисовываются, а прочерчиваются — остро и точно. Сложив все черты, можно сделать вывод, что хоть головка и весьма универсальна, но первое ее предназначение — это, конечно, рок-музыка, даже вполне тяжелых жанров. Хотя и со всеми прочими жанрами результат уверенный, но для той же классической музыки немного не хватает нюансов и оттенков, тонких эмоциональных переливов.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 5,5 мВ
• Разделение каналов на 1 кГц: > 22 дБ
• Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ
• Разбаланс каналов на 15 кГц: 15 дБ
• Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20—22 000 Гц
• Податливость иглодержателя: 20 хЮ-6 см/дин
• Тип иглы: Elliptical
• Радиус заточки иглы: r/R 8/18 мкм
• Диапазон прижимной силы: 1,6—2,0 г
• Оптимальная прижимная сила: 1,8 г
• Угол трекинга: 20°
• Внутреннее сопротивление: 1,3 кОм
• Рекомендуемое сопротивление:47 кОм/150—300 pF
• Материал катушек: медь
• Материал корпуса: пластик
• Вес головки: 7,2 г

Ortofon Quintet Bronze

Ortofon Quintet Bronze

Так же как и предыдущая испытуемая, Ortofon Quintet Bronze — вторая сверху модель в новой линейке Quintet. Кроме нее, в линейку входят еще три стереоголовки и одна моноголовка. Эта серия — некоторое промежуточное звено между весьма и весьма дорогой линейкой Ortofon Cadenza и всеми предыдущими головками. И если линейка Cadenza пришла на смену серии Kontrapunkt, то линейка Quintet разрабатывалась с нуля как самостоятельная составляющая модельного ряда. В практическом плане в линейке интересно то, что все головки имеют одинаковые размеры, вес и диапазон прижимной силы, что явно идет на пользу возможностям взаимозаменяемости. И как минимум в варианте моно/стерео это очень даже полезная возможность. Внешний корпус головки изготовлен из ABS-пластика, основа — из алюминия. Если посмотреть на верхнюю площадку, то можно заметить, что в поверхность шелла головка упирается только тремя точками с минимальной площадью контакта. Для крепления используются винты. По характеристикам — вполне привычная МС-головка, с уровнем выходного сигнала 0,3 мВ, намоткой катушек 4N-медью, неодимовыми магнитами, алюминиевым иглодержателем с высокой податливостью и достаточно «острой» эллиптической заточкой иглы. Здесь на ум скорее приходят сочетания с современными 12-дюймовыми тонармами, но с тонармами не самой большой эффективной массы. Да и в целом складывается впечатление, что хоть это и не старшая линейка, но головки могут оказаться весьма требовательными и к окружению, и к настройкам. Впрочем, именно это и логично было бы предположить, исходя из стоимости моделей, входящих в серию Quintet. Может быть, где-то что-то разработчики и упростили, но по всем характеристикам и наша испытуемая, и другие головки из этой серии уже попадают в категорию точных и местами капризных инструментов. Однако опыт подсказывает, что чаще всего капризные и требовательные головки (как и тонармы) с лихвой возвращают все в виде звука и тонких его оттенков и нюансов, а также возможности точной подстройки на слух, когда в каждом конкретном случае можно подстроить механические параметры для достижения результата, и этот результат будет слышен.

Звучание детальное, аккуратное и точное, с крошечной, едва заметной долей теплоты. Вообще впечатление от соотношения детальности, динамики и общей слитности и музыкальности очень хорошее. Звук подробный, но совсем не навязчивый. Бас глубокий, чуть-чуть смягченный, хорошо наполненный и богатый нюансами и оттенками. Серединка открытая, чуть теплая, с хорошей проработкой даже самых тихих звуков. Верхние частоты светлые, детальные и точные. Все составляющие звука очень неплохо сбалансированы, и картинка получается цельной и ровной. Сцена несколько шире среднестатистической, да и с прорисовкой по глубине все очень хорошо. Образы пропорциональные и точные, а сцена хорошо читается даже в мелочах. При этом нет ни излишней резкости, ни яркости, ни навязчивости. Да и в целом звук, даже при хороших формальных данных, скорее настраивает на долгое и эмоционально наполненное прослушивание, нежели на детальный анализ записи. Жанрово эта головка больше тяготеет к малым и средним составам, хотя и со сложными записями результат уверенный.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 0,3 мВ
• Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,2 дБ
• Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ
• Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20—25 000 Гц
• Податливость иглодержателя:15 хЮ- 6 см/дин
• Тип иглы: Nude Fine Line
• Радиус заточки иглы: r/R 8/40 мкм
• Диапазон прижимной силы: 2,1—2,5 г
• Оптимальная прижимная сила: 2,3 г
• Угол трекинга: 20°
• Внутреннее сопротивление: 5 Ом
• Рекомендуемое сопротивление: >20 Ом
• Материал катушек: 414-медь
• Материал корпуса: пластик/алюминий
• Вес головки: 9 г

Ortofon Cadenza Red

Ortofon Cadenza Red

Младшая МС-головка в линейке Cadenza, которая пришла несколько лет назад на смену линейке Kontrapunkt. Как мне кажется, это была некая работа над ошибками. У меня были головки из линейки Kontrapunkt, и они, с одной стороны, радовали некоторыми узнаваемыми ортофоновскими чертами, а с другой — звук вызывал некоторое недоумение своей несостыкованностью, отсутствием цельности характера. Но сейчас, похоже, все несколько поменялось. Конструкция в чем-то осталась схожей — исключительно жесткий корпус из стали и алюминия с минимальной площадью контакта с шеллом за счет трех опорных точек, алюминиевый иглодержатель со средней податливостью, достаточно острая заточка иглы, небольшой импеданс, катушки, намотанные проводом из 6N-cepe6pa. Да и прочих нюансов и сложностей конструкции хватает, все-таки головки — материя тонкая. Все в целом указывает, с одной стороны, на классическую и ожидаемую от Ortofon МС-головку, с другой — на то, что над этой линейкой была проделана серьезная работа, ведь головки — такая тонкая материя, что часто достаточно изменить материал корпуса, заточку иглы или намотку катушек, и конечный результат, звук, будут сильно отличаться. В плане общих рекомендаций в процессе установки и настройки стало понятно следующее. Головка критична и к тому, в какую систему ее пытаются установить, она чутко реагирует на разные сочетания, и к настройкам стоит отнестись с должным вниманием, и про «длинные» 12-дюймовые тонармы помнить стоит. Может быть, это в чем-то мое предубеждение, но практически чем ниже угловая ошибка, тем лучше. В плане капризности — да, здесь она проявляется не только в виде требований к настройкам, но и в том, что сильно запиленные или грязные пластинки противопоказаны. Для запиленных лучше выбрать другую головку, в серьезной системе это может быть не просто отдельная головка, а отдельная головка на своем тонарме, а пластинки грязные просто необходимо вымыть. Это скажется и на звуке, и на сохранности пластинки, да и на срок жизни головки повлияет — все-таки чем «острее» заточка иглы, тем она может быть менее долговечной.

Звучание легкое, светлое и чуть-чуть прохладное и отстраненное. Детальность на достойном уровне, динамика тоже, но звук в целом воспринимается и как легкий, и как уверенно обстоятельный, неторопливый. В характере меньше подчеркнутой музыкальности и более заметны точность, некая склонность к аналитической трактовке записей. Бас не очень глубокий, но быстрый, хлесткий и легкий. Серединка ровно-нейтральная, с хорошей слышимостью нюансов и деталей. Верхние частоты также весьма подробны, с долей прохлады, но без резкости. Сцена получается чуть камернее, чем среднестатистически, но все пропорции выверены точно, нет ни раздутости, ни смазанности. Образы очень неплохо разделены, да и ощущение воздушности присутствует в должной мере. Жанрово головка практически универсальна, только что на хоровых и оркестровых произведениях хотелось бы большего масштаба. В остальном — очень цельный и сбалансированный результат, к тому же головка оказалась не сверхкритичной к настройке, в том числе и на 9-дюймовых тонармах. Да и с пластинками разной степени изношенности головка в итоге справилась хорошо.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 0,45 мВ
• Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1,5 дБ
• Разделение каналов на 1 кГц: > 23 дБ
• Диапазон частот по уровню -3 дБ:20 Гц — 50 кГц
• Податливость иглодержателя:12 х10- 6 см/дин
• Тип иглы: Nude Fine Line
• Радиус заточки иглы: r/R 8/40
• Диапазон прижимной силы: 2,2—2,7 г
• Оптимальная прижимная сила: 2,5 г
• Угол трекинга: 20°
• Внутреннее сопротивление: 5 Ом
• Рекомендуемое сопротивление:50—500 Ом
• Материал катушек: 6N-cepeбpo
• Материал корпуса: сталь/алюминий
• Вес головки: 10,7 г

Ortofon Cadenza Bronze

Ortofon Cadenza Bronze

Вторая сверху головка в линейке Cadenza. Внешне от младших, да и от старших моделей отличие только в цвете алюминиевых деталей. Форма, размеры, вес и рекомендованная прижимная сила в линейке одинаковы. А вот конструктивно различия существенны, и не всегда понятны на первый взгляд. Да, все головки линейки — низковыходные МС, корпуса практически одинаковы. Одинаковы и крепления — головки притягиваются к шеллу при помощи винтов, никаких гаек здесь не потребуется. Но вот дальше начинается интересное. У модели помладше — Ortofon Cadenza Blue (с ней мне пока познакомиться не довелось) — заявлен рубиновый иглодержатель. Технология интересная, сложная, но далеко не новая. А вот у старшей модели — Ortofon Cadenza Bronze — иглодержатель алюминиевый (боровый только у старшей Ortofon Cadenza Black), но заточка иглы отличная от других моделей, как и намотка катушек, которая сделана бЫ-медным позолоченным проводом. Если сопоставить все характеристики, то Ortofon Cadenza Black, старшая модель в линейке, выглядит, с одной стороны, бескомпромиссным вариантом, с другой — вариантом уязвимым. Заточка иглы Shibata — отличный вариант, но в моем понимании — это вариант для референсных прослушиваний или оцифровок. Срок жизни такой иглы, к сожалению, меньше, чем у прочих вариантов. A Ortofon Cadenza Bronze, пусть и с алюминиевым иглодержателем (боровый в теории, конечно, лучше, но вот в сочетании со всеми прочими параметрами не так чтобы обязателен) и острой, но хорошо зарекомендовавшей себя заточкой Nude Replicant представляется, с одной стороны, точным инструментом для звукоизвлечения, с другой — инструментом вполне долгоиграющим. Хотя тут, конечно, многое будет зависеть и от состояния пластинок, и от идеальной точности настройки. Гонять на такой головке непонятно что в непонятно каком состоянии при настройках «на глазок» — форменное расточительство... Да и не в том дело, без соблюдения всех делательных условий во всех нюансах не сможет головка такого уровня раскрыться так, как ей полагается. Тут стоит помнить, что чем точнее техника, которой вы пользуетесь, тем более она требовательна и к вам, и к условиям работы. Иначе в эту историю влезать не стоит.

По звуку эта головка в чем-то похожа на «предшественницу» по модельному ряду, но есть и отличия. Схожесть в том, что в звуке есть некая доля прохладной нейтральности и очень хорошая слаженность всех составляющих звука. Бас немного глубже и фактурнее, а верхние частоты чуть более подчеркнуты. Детальность и динамика несколько выше, а значит, и тяготение к аналитичному звучанию. Вообще по проработке нюансов и их соотношению с основными тонами все очень хорошо, звук цельный и уравновешенный. Сцена средней ширины и глубины, точная и прозрачная. В плане жанров головка практически универсальна, и каких-то явных предпочтений я не заметил. А вот в плане настройки при внешней выраженной схожести моделей Red и Bronze у старшей головки требования повыше. Как к настройкам, так и к состоянию и чистоте пластинок. И если совсем абстрагироваться, то при прочих равных 12-дюймовые тонармы, на мой взгляд, окажутся предпочтительнее.

Паспортные данные

Выходное напряжение: 0,4 мВ
• Разбаланс каналов на 1 кГц: < 1 дБ
• Разделение каналов на 1 кГц: > 24 дБ
• Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20—55 кГц
• Податливость иглодержателя:12 х10- 6 см/дин
• Тип иглы: Nude Ortofon Replicant
• Радиус заточки иглы: r/R 5/100 мкм
• Диапазон прижимной силы: 2,2—2,7 г
• Оптимальная прижимная сила: 2,5 г
• Угол трекинга: 23°
• Внутреннее сопротивление: 5 Ом
• Рекомендуемое сопротивление:50—200 Ом
• Материал катушек: 6N-медь с позолотой
• Материал корпуса: сталь/алюминий
• Вес головки: 10,7 г

ВЫВОДЫ

Цели именно сравнить протестированные модели у меня не было, но некоторые общие черты отметить стоит. В плане "матчасти" понравилось то, что в конструкциях нет какой-то экзотики, а по исполнению все сделано очень аккуратно. В отношении звука — у каждой протестированной головки, с одной стороны, есть свой почерк и характер, с другой — нет явных недостатков и каждой головке можно найти свое применение с учетом возможностей и пожеланий.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!