0

Сравнение

VIP Club

Напольные АС JBL Everest DD66000

Автор статьи: Созонов Максим
01.12.2010 8543 0
Особенности
В 2006 году состоялось знаменательное событие: компания JBL – одна из известнейших и крупнейших в аудио индустрии, отпраздновала круглую дату – 60 лет со дня рождения.
JBL Everest DD66000

Имя фирма получила по инициалам своего основателя, знаменитого инженера Джеймса Б. Лэнсинга (James Bullough Lansing), который еще в 20-ых годах прошлого века стоял у истоков создания первых громкоговорителей для кинозалов. В те времена как раз происходил переход от «немого» кино к привычному нам «звучащему». До 1946-го года, когда Лэнсинг основал JBL (первоначально фирма называлась Lansing Sound), он поучаствовал в разработке многих технологий и прототипов акустических систем. К сожалению, плодотворно поработать в собственной фирме Лэнсинг не успел, изобретатель ушел из жизни в 1949-ом. Но подобранная им команда продолжила дело учителя, если бы Лэнсинг мог видеть результаты, он бы гордился последователями. Марка JBL стала одной из самых узнаваемых: проекты Hartsfield и Paragon в 50-ых, Everest и K2 в 80-ых стали вехами на пути развития всей аудио индустрии, в 60-ых мониторы 4300-ой серии были первыми 4-полосными студийными громкоговорителями в мире. Многие громкоговорители JBL пользовались спросом в течение десятилетий от начала продаж, а некоторые из них производятся с определенными модификациями до сих пор, пример тому юбилейные модели 2006-ого года JBL TL260 LE – наследники самых успешных «домашних» АС компании L250, производство которых стартовало в 1982-ом.

Проект Everest
На юбилей, кроме моделей TL260, конструкторы JBL преподнесли почитателям компании еще один подарок – реинкарнацию проекта Everest, который без лишнего шума возобновился в 2002 году. Дебют «Эвереста» прошел в середине 80-ых, тогда проект замысливался как «вершина» технологического мастерства в изготовлении громкоговорителей и его возрождение в начале нового столетия преследовало те же цели. Продолжая традиции референсных громкоговорителей прошлого, новые «Эвересты», воплощенные в моделях DD66000, взяли понемногу от каждого предшественника: форма кабинета напоминает колонки Hartsfield, многие технологии изготовления динамиков унаследованы от проекта К2. Но идея создания новых громкоговорителей была все та же – собрав все лучшее из старых наработок и добавив к ним новые решения, сделать лучший громкоговоритель в истории JBL.

Конструкция корпуса
Кабинет JBL Everest DD66000 выполняется из толстых панелей и сзади смыкается правильным полукругом: одновременно это и красиво, и выгодно с точки зрения борьбы с резонансами во внутреннем объеме корпуса. Изогнутые стенки передней панели формируют боковые поверхности фирменного, симметричного рупора Bi-Radial, впервые использованного инженерами JBL в колонках семейства К2. Вертикальные стенки раструба ВЧ излучателя делаются из полимера SonoGlass, который производится под высоким давлением и температурой. Получается прочный и акустически инертный материал, не подверженный звуковым резонансам. Из этого же материала делается и меньший рупор гипертвитера, привычно расположенного в верхней части фронтальной панели. В нижней части фасада размещается плита MDF толщиной 45 мм, в нее вставляются басовые динамики. Внутри кабинет скреплен мощной вертикальной распоркой и четырьмя секциями горизонтальных стяжек. Поверхность корпуса фанеруется шпоном клена, вишни, розового или эбенового дерева, а панель с басовиками отделывается кожей. Задний коммутационный щиток сделан как единый модуль со сдвоенным фазоинверторным портом и содержит две пары позолоченных универсальных клемм с перемычками из отрезков акустического кабеля.

Низкочастотные динамики Everest

«Эверест» DD66000 оборудован двумя драйверами 1501AL диаметром 380 мм, один из них работает как чистый басовик ниже 150 Гц, второй озвучивает еще и средние частоты вплоть до 700 Гц. Динамик 1501AL оснащается алюминиевым шасси, бумажным диффузором с демпфирующим покрытием Aquaplas, 100-мм звуковой катушкой и магнитом AlNiCo (алюминий-никель-кобальт). Двойной внутренний подвес (спайдер) из номекса снижает искажения (четные гармоники), внешний подвес диффузора сделан из вспененной резины EPDM. Большое закорачивающее кольцо в основании мотора препятствует потерям магнитного потока на больших уровнях мощности. В конструкции шасси и мотора предусмотрены воздуховоды для охлаждения звуковой катушки.


Высокочастотный динамик Everest

Новый компрессионный ВЧ-излучатель 476Be сделан на базе предыдущих версий динамиков JBL из проекта К2, в частности драйвера 475. Однако новичок оснащается диафрагмой из бериллия по аналогии со знаменитыми излучателями Pioneer/TAD, которые признаются многими специалистами лучшими в мире. Купол твитера изготавливается из бериллиевой фольги в процессе штамповки под высоким давлением и температурой. Бериллий имеет наивысшее отношение жесткости к плотности среди металлов, применяемых в аудио индустрии, поэтому он является наилучшим кандидатом на роль материала для высокочастотного излучателя. Диафрагма 476Be имеет диаметр 100 мм и до выхода в рупор закрывается сложной фазовой вставкой Coherent Wave, состоящей из цинковых, концентрически расположенных лепестков. Они формируют волноводы равной длины от поверхности диафрагмы до рупорной горловины, а равенство путей дает фазовую когерентность звука. Динамик оснащен 100-мм звуковой катушкой с краевой намоткой и мотором с неодимовым магнитом. Медный полюсный наконечник в моторе стабилизирует плотность потока в магнитном зазоре. Шасси динамика, передняя «тарелка» и задний кожух сделаны из алюминия. Впереди твитер нагружен на большой рупор Bi-Radial, о котором мы упоминали выше, рупор «фокусирует» звук и обеспечивает оптимальную диаграмму направленности звучания АС в горизонтальной и вертикальной плоскости (100х60 градусов).


Гипертвитер Everest
Для озвучивания «ультразвуковой» области в JBL Everest DD66000 применяется излучатель 045Be-1, работающий от 20 кГц. Излучатель комплектуется 25-мм мембраной из бериллия, сверхтонкая мембрана толщиной сотые доли миллиметра и весом в одну десятую грамма оснащена плоской звуковой катушкой, нанесенной на обратную сторону диафрагмы. Динамик укомплектован большим неодимовым магнитом диаметром 50 мм. В результате инженеры JBL получили очень чувствительную систему с малой подвижной массой, способную давать равномерный частотный отклик вплоть до 50 кГц. Как и в твитере 476Ве, гипертвитер имеет многолепестковую фазовую вставку, только меньшего размера. Замкнутая задняя камера 045Ве-1 сделана из алюминия и заполнена звукопоглотителем. Внешний рупор Bi-Radial имеет направляющие 60х30 градусов.


Разделительные фильтры Everest
Части кроссовера JBL Everest DD66000 собираются на четырех независимых платах, по одной на каждый динамик. Для стабилизации оптимального режима работы конденсаторов в фильтрах применена система токового смещения от батареек. Кроссовер «Эверестов» дает пользователю возможность перенастройки звучания АС в конкретном помещении. Под крышкой на передней панели находится продвинутый щиток управления, на котором с помощью переключателя, клемм и перемычек реализованы: регулятор уровня ВЧ (+/-0,5 и 0 дБ), настройка спада НЧ, переключатель режима подключения колонок (Normal/Bi-Amping), а также переключатель, «меняющий местами» НЧ излучатели, превращая басовик в мид-вуфер и обратно.


Краткое описание
Акустические системы JBL Everest DD66000 обладают очень ровным, очень детальным, натуральным и нейтральным звучанием – все в превосходных степенях. Из недостатков отметим лишь один относительный: рабочий диапазон колонок не захватывает первую октаву (нижний бас).

Впечатление
С первых тактов прослушивания стало ясно: JBL Everest DD 66000 – удивительные акустические системы, совмещающие блестящую детальность звука лучших студийных мониторов с выверенной нейтральностью лучших представителей домашней акустики. Причем звучание «Эверестов» именно нейтрально, то есть сохраняет без приукрашивания характер оригинальной записи, ни склоняясь в холодность, ни добавляя теплых тонов. Микродинамика звука «Эверестов» потрясает: на хорошо известных записях нам открылись доселе неслыханные подробности, о такой разборчивости многие АС, позиционируемые в нише акустики Hi-End могут лишь мечтать.

Особенно много нюансов звука колонки открывают в СЧ/ВЧ диапазоне, причем делают это с безукоризненной аккуратностью, чистотой и ясностью тембров, вплоть до малейших обертонов. Использование твитера с беспрецедентно широким рабочим диапазоном от 700 Гц позволяет избавиться от тональных и/или фазовых перекосов звука на нижнем верхе, области, в которой производители чаще всего располагают частоту раздела СЧ/ВЧ полос. Вместе с тем, эта же самая провокационно низкая частота раздела, приходящаяся на самую чувствительную область человеческого слуха, субъективно была совершенно не заметна: на нижней середине и стыке полос СЧ/ВЧ звук оставался быстрым и гладким, все инструменты, мужской и женский вокал передавались с редкой натуральностью, как живые. Колонки с легкостью забирались в дебри симфонической партитуры БСО, на следующей записи открывали слушателю богатейшую палитру звучания концертного рояля. В записи «Каравана», исполненной Джинни Ли под аккомпанемент М. Уолдрона, на самом деле подчеркиваются сибилянты (певица держит микрофон слишком близко), но в отличие от многих мониторов, которые делают эту красивую запись слишком сухой, «Эвересты» смогли обойти проблему. Они не стали делать звук комфортнее, не стали затенять «шипящие», колонки просто перевели фокус на изысканные тембры и бесподобную игру голоса вокалистки. Пожалуй, этим JBL Everest DD66000 выгодно отличаются от большинства мониторов, открывая слушателю все детали записи, включая «ошибки», они не забывают о музыкальности звука.

Колонки точно показывают глубину сцены, даже на записях, которые изначально не отличаются особой объемностью картинки. А уж хорошо прописанные оркестровые темы «Эвересты» воспроизводят с блеском и шиком, проводя локализацию отдельных образов с прецизионной точностью. При этом общий стереообраз всегда получает правдивый масштаб без гипертрофированных преувеличений.

Внизу «Эвересты» звучат чуть суховато, зато очень быстро, прекрасно артикулируя средний и верхний бас. К контролю басовых переходов нельзя придраться: будь-то композиции Стравинского с четкой передачей звука большого барабана или же альбом King Crimson «THRaKaTTaK». В последнем случае без труда можно разобрать все импровизации музыкантов, сплетающиеся в причудливую полифоническую «конструкцию», фундаментом которой как раз и является крепкий и разборчивый бас -- без него все изображение моментально «плывет». Очень фактурно передавался голос японского барабана o-daiko с одноименной темы KODO: Live at Acropolis.

О басе колонок «Эверест» можно сказать еще много хвалебного, однако от двух 15-дюймовых басовиков автор ожидал более фундаментального воспроизведения самого нижнего регистра, отсюда, вероятно, и ощущение легкой подсушенности басов.

Измерения

По нашим измерениям импеданс моделей JBL Everest DD66000 стабильно высок, не опускаясь ниже 5 Ом и не поднимаясь в области 60-20k Гц выше 11 Ом. Фазоинвертор настроен на 30 Гц.

Судя по измерениям, частота раздела СЧ/ВЧ полос несколько ниже заявленных 700 Гц. В области СЧ заметны довольно резкие изменения модуля сопротивления, нашедшие отражение и на ходе АЧХ. Но получившиеся особенности на АЧХ невелики, так что неравномерность характеристики на средних частотах все равно укладывается в +/-1.5 дБ – отличный результат по меркам любой студийной акустики. Нижняя рабочая граница по уровню +/-3 дБ составила 46 Гц. Незначительные модуляции чувствительности в высокочастотной области, по-видимому, связаны с рупорным оформлением твитера. Отметим также очень широкую диаграмму направленности АС.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!