0

Сравнение

VIP Club

Домашние кинотеатры $450- $600

Автор статьи: Пручкин Василий
25.10.2004 4510 0
Мы говорим «однокоробочник» - подразумеваем доступность. Покупка заранее сформированного набора (DVD-ресивер, пять сателлитов и сабвуфер) до недавнего времени была самым простым и относительно недорогим способом превратить гостиную в кинозал. Примерно год назад производители (в основном китайские) начали предлагать альтернативное решение - сверхбюджетные (порядка $300) комплекты 5.1-акустики со встроенным в сабвуфер многоканальным усилителем. К нему пятью сигнальными кабелями подключается выход декодера Dolby Digital/DTS, которым оснащено немало DVD-плейеров. Однако такая система чаще всего имеет серьезный недостаток: здесь нет декодера Dolby Pro Logic. Это значит, что подключить аналоговый источник (видеомагнитофон, спутниковый тюнер или телевизор со стереозвуком) можно только в двухканальном режиме. Значит, реальным в российских условиях подходом остается полный «однокоробочный» DVD-театр.
Проблемы согласования компонентов берет на себя производитель, он же заботится о простоте установки и настройки, обеспечивает максимальную открытость, то есть возможность работать с любыми внешними AV-источниками. Отсюда и требования, которые вправе предъявлять к системе потребитель. По DVD-тракту они стандартны - воспроизводить DVD-Video любой зоны, DVD-R/RW и CD-R/RW (с одно- и многократной перезаписью), Video-CD и так называемые смешанные диски (MP3/WMA/JPEG), то есть музыкальные записи со сжатием и переведенные в «цифру» фотографии. Не должен становиться камнем преткновения цифровой поток в формате DTS, крайне желателен декодер аналогового сигнала, работающий по матричному алгоритму (современная разновидность - Dolby Pro Logic II). Все более ценным в наших условиях становится, как ни парадоксально, полный транскодер NTSC-PAL. Дело в том, что в американской системе цветности записываются не только диски первой зоны, но и множество российских DVD-релизов (упомянем, например, серии «Наше новое кино» от компании СР Digital и «Аниме» от «DVD-сервис»). Словом, преимущества полного транскодера оценит даже владелец мультисистемного телевизора, желающий переписать NTSC-картинку на PAL-видеомагнитофон. Выходной видеосигнал система должна давать в композитном, S-Video и обязательно в трехкомпонентных видах - цветоразностном Y/Cb/Cr (его называют компонентным, три «тюльпана») и RGB (обычно реализуется в SCART). Тем, кто начинает создание домашнего кинотеатра с покупки «однокоробочника» (приобретение телевизора с большим экраном откладывается «на потом»), советуем отдать предпочтение комплекту со SCART’ом - большинство телеприемников на российском рынке принимают именно RGB-сигнал. Другие моменты, достойные внимания: эргономичный (предпочтительно системный, т.е. управляющий хотя бы еще и телевизором) пульт ДУ, меню на русском языке, режим масштабирования (Zoom) с коэффициентом 1,3 (позволяет заполнить по высоте экран обычного телевизора картинкой с размерностью 16:9) или с возможностью плавного изменения этого коэффициента. Лучше, если акустические системы имеют стандартные клеммы. Сами АС должны допускать как установку на поверхность, так и крепление к стене. Напоследок - несколько слов о компоновке. Усилители размещаются обычно или в центральном блоке, или в сабвуфере. Оба варианта имеют достоинства и недостатки. Первый обычно предусматривает возможность модернизации сателлитов, однако требует размещения в центральном блоке охлаждающего вентилятора (он может досаждать шумом и нагнетать внутрь корпуса пыль, которой «не обрадуется» оптика DVD-транспорта). Второй вариант является по особенностям как бы зеркальным отражением первого - замена сателлитов вряд ли возможна (центральный блок подключается к ресиверу нестандартным кабелем), зато и вентилятор в центральном блоке не нужен. Итак, что новенькое предлагают разработчики?

Методика тестирования
Выбираются модели одной ценовой категории и сравниваются по итогам лабораторных измерений и субъективных впечатлений. Затем результаты анализируются и обобщаются. Задача - оценить качество звучания, функциональное оснащение, совершенство конструкции и удобство управления каждой модели по пятибалльной шкале. На основе промежуточных оценок выводится результат, эквивалентный эффективности покупки по критерию качество/цена. Таблица в заключительной части теста содержит как технические данные, приведенные в паспорте, так и данные лабораторных измерений по каждому аппарату. Зачастую они сильно разнятся. Почему? Поясним на характерном параметре - выходной мощности усилителей. Существует масса способов и методик ее измерения, причем каждый производитель вправе использовать свой подход. Чтобы привести участников «к единому знаменателю", мы самостоятельно измеряем величину выходной мощности в одинаковых условиях. А именно: при работе двух или пяти каналов в полной полосе частот 20-20000 Гц на 8-омной нагрузке с ограничением гармонических искажений, когда коэффициент нелинейных искажений составляет 0,7% (такой порог КНИ принят для Hi-Fi-аппаратуры). Поскольку эта мощность достаточно высокая, а основные режимы эксплуатации обычно укладываются в диапазон 5-30 Вт, дополнительно приводится уровень КНИ (чем он меньше, тем лучше), характерный для рабочих режимов - на половинной мощности. Похожая ситуация - с полосой воспроизводимых частот. Когда разработчик формально указывает «20-20000 Гц», требуется уточнение; по какому уровню? Например, по уровню -3 дБ полоса частот может расшириться (10-100000 Гц), а по уровню -0,5 дБ - сузиться до 30-40000 Гц. Также в итоговой таблице приводится средняя чувствительность АС (сателлитов) на средних же частотах. Разумеется, чем она выше, тем лучше передается микро- и макродинамика как на музыкальных записях, так и на саундтреке к кинофильму.
Поскольку DVD-ресивер в основном предназначен для работы в домашнем кинотеатре, важны не только энергетические параметры, но и качество разделения мультиканальной информации (зависит как от самого декодера, так и от схемно-технических решений, топологии плат, цепей питания). Итог оценивается по разделению аудиоинформации на выходе тракта усиления по уровню взаимопроникновения сигнала из канала в канал и симметрии этой характеристики. Чем выше параметры разделения, тем естественнее получается звуковая картина при правильном размещении колонок в комнате прослушивания. Типичные величины по глубине разделения для аппаратуры данного класса составляют 40-60 дБ, а возможный разброс - 1-10 дБ. Ясно, что сочетание 60±1 дБ гораздо лучше, чем 40±10 дБ. На наш взгляд, при декодировании цифровых треков Dolby Digital и DTS от бюджетного DVD-ресивера можно требовать разделения по каналам на уровне 50±3 дБ; если первая цифра больше, а вторая меньше, - перед вами исключительно достойный аппарат. Для иллюстрации результатов аудиоизмерений мы даем три наглядных графика: амплитудно-частотные характеристики (АЧХ) сателлитов (рис. 1) и центрального громкоговорителя (рис. 2) и разделение каналов со встроенных декодеров Dolby Digital и DTS (рис. 4). Необходимые пояснения. АЧХ измеряются при трех углах (0o, 45o и 90o, соответственно - красная, синяя и зеленая кривые на рис. 1 и 2) отклонения от акустической оси АС. Идеальная АЧХ в рабочем диапазоне (20-20000 Гц) должна быть горизонтальной и ровной.
Поскольку домашний кинотеатр является источником не только звука, но и картинки, большое внимание эксперты при тестировании уделяли графику цветового баланса в цветовом пространстве для различных видеосигналов (рис. 3). Он строится на основе измерений того, как DVD-проигрыватель отображает основные цвета (красный, зеленый, синий - RGB). Белый треугольник - это идеальный график переходов от одного основного цвета к другому. Синим цветом показано, как эти переходы реализуются на сигнале S-Video, фиолетовым - RGB, зеленым - компонентный (Y/Cr/Cb). Чтобы не перегружать график, сигнал наихудшего качества (композитный) на нем не показан. Чем точнее цветные треугольники совпадают с белым, тем лучше DVD-проигрыватель как видеоисточник. Уровень цветового шума иллюстрируется на качестве воспроизведения дополнительных цветов. Полное отсутствие шума символизируют белые точки; цветные точки характеризуют фактическую картину по сигналам S-Video, RGB и компонентному. Чем ближе они к белым точкам и выше их «кучность», тем ниже уровень цветового шума.
График разделения каналов (рис. 4) отражает степень взаимопроникновения сигналов из канала в канал. Качественная характеристика должна представлять собой круг как можно большего диаметра. В то же время на качество локализации влияет не только абсолютная величина разделения (диаметр круга), но и неравномерность характеристики (график должен быть симметричным).
Рис. 1. АЧХ сателлитов Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 1
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y) Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров и с 5.1-входа


JVC ТН-М45


Воспроизводит DVD-Video, Video-CD, SVCD, CD (CD-R/RW), MP3/JPEG. Декодеры: Dolby Pro Logic II,
Dolby Digital, DTS. AM/FM-тюнер с 45 фиксированными настройками и RDS/EON. Выходы видеосигналов: композитного (RCA и SCART), S-Video (miniDIN и SCART), RGB (SCART). Оптический вход цифрового аудиосигнала, вход линейного стереосигнала (2xRCA), выход на наушники; шина COMPU LINK III. Выходная мощность 5x80 Вт (1 кГц, 6 Ом, 10% КНИ), сабвуфер 120 Вт (10% КНИ). Масса/габариты основного блока: 4,6 кг/400х85х386 мм.
Ориентировочная цена: $500
Достоинства: чейнджер на 5 дисков, цифровой вход, дополнительный вход стереосигнала, реализованный в SCART, возможность составить программу из треков любого формата и с разных дисков чейнджера
Недостатки: отсутствуют линейный выход аудиосигнала, неотключаемый транскодер NTSC-PAL
S&V-эффект: * * * * *

На лицевой панели обращают на себя внимание пять пар кнопок для индивидуального управления лотками пятидискового чейнджера классической конструкции (лотки расположены друг над другом). Диски можно менять, не прерывая воспроизведения. Еще одна возможность, удобная для проведения домашних вечеринок, - составление программы воспроизведения треков любого формата (можно чередовать записи MP3, CD-Audio и даже главки DVD) со всех загруженных в чейнджер дисков. Поможет в этом как продуманная система экранных меню (MP3-текст и структура файлов на смешанном диске выводятся полностью), так и дисплей на передней панели (показывает, какие лотки загружены, тип загруженного диска и т.п.). Среда смешанных MP3/JPEG-дисков выбирается вручную, но диски с однородными записями (только JPEG или MP3) правильно распознаются автоматически. Первоначальная установка идет споро благодаря остроумной конструкции ПДУ: доступ ко всем регулировкам - прямой, а чтобы пульт не казался перегруженным кнопками, вспомогательные спрятаны под сдвижную крышечку. ПДУ управляет также телевизором и видеомагнитофоном от всех основных производителей. Предусмотрена коррекция множества видеопараметров (вплоть до времени задержки сигнала цветности относительно яркости). Два варианта регулировок - например, для PAL- и NTSC-записей - можно занести в память, а также учесть тип исходника (домашнее видео или кино), что для данного аппарата очень важно, поскольку транскодер NTSC-PAL не отключается. Гнездо SCART работает только на прием аудиосигнала с телевизора, что, с одной стороны, облегчает прослушивание эфирных телепрограмм через 5.1-комплект, а с другой - сильно затрудняет перезапись. Выход линейного аудиосигнала отсутствует вовсе, поэтому запись можно, в принципе, провести через разъем Headphones (наушники), но это - вынужденное решение. Иными словами, кинотеатр в основном предназначен зрителям, слушателям и люби гелям запрограммированных аудио- или видеомарафонов.
В наличии вход цифрового сигнала, однако нет линейного выхода


Рис. 1. АЧХ сателлитов Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y) Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров
Практически во всем диапазоне частот неравномерность АЧХ сателлитов/центра (они - одной конструкции) очень мала. АЧХ усилителя - образцовая (практически прямая линия до 24 кГц). Чувствительность сателлитов - самая высокая в тесте» что вместе с хорошей мощностью выходных каскадов способствует четкой передаче микродинамики (полезно, главным образом, при озвучивании саундтреков). Усилитель не имеет ограничения по низким частотам - можно подключать любые внешние АС, чему способствуют универсальные клеммы, настройки размера громкоговорителей и частоты среза сабвуфера. Последний имеет малый запас по мощности, поэтому уверенно озвучивает только небольшие помещения (не более 20 кв. м). Разделение каналов при декодировании симметричное, но недостаточно глубокое для центра, что сказывается на локализации диалогов. Уровень тыла исходно приподнят на 2 дБ, что легко компенсировать уменьшением громкости при настройке. S-Video- и композитный выходы характеризуются сравнительно высоким уровнем шумов или пониженной четкостью цветовых переходов, предпочтителен для подключения RGB; недостаток насыщенности восполняется через меню.

Panasonic SC-HT700


Воспроизводит DVD-Audio, DVD-Video, DVD-RAM, Video-CD, SVCD, CD (CD-R/RW), MP3/WMA/JPEG. Декодеры: Dolby Pro Logic, Dolby Digital, DTS. AM/FM-тюнер с 30 фиксированными настройками и RDS. Выходы видеосигнала: композитного (RCA и SCART), S-Video (miniDIN), RGB (SCART) и компонентного с чересстрочной или прогрессивной разверткой (3xRCA), Три стереовхода и стереовыход (2xRCA), выход на наушники. Выходная мощность 4x35 Вт, центр - 80 Вт (1 кГц, 6 Ом, 1% КНИ), сабвуфер - 130 Вт. Масса/габариты центрального блока: 4,3 кг/430х67х429 мм.
Ориентировочная цена: $550
Достоинства: чейнджер на 5 дисков, чтение DVD-Audio, компонентный видеовыход с прогрессивной разверткой (NTSC), плавный Zoom
Недостатки: неполный транскодер NTSC-PAL, отсутствует декодер Dolby Pro Logic II
S&V-эффект: * * * *

Комплект интересен, в первую очередь, удачным сочетанием эксклюзивных и пользовательских возможностей. Он читает DVD-Audio и записи на DVD-RAM, выдает NTSC-сигнал с прогрессивной разверткой; вместе с тем имеется пятидисковый чейнджер карусельного типа, позволяющий составить программу воспроизведения треков любого формата со всех загруженных дисков. Мало того, аппарат запоминает аудионастройки (DSP-режим, громкость сабвуфера и пр.) для тридцати дисков. Выбирать треки удобно - имена файлов, MP3- и CD-текст выводятся без ограничений, предусмотрен поиск по нескольким символам названия. Регулируемый режим слайд-шоу облегчает просмотр JPEG-фотографий, а множество алгоритмов создания объемного звука позволяют учесть как акустику помещения, так и особенности расположения зрительских мест. Есть также функция Double Re-master, призванная улучшить звучание аудиозаписей путем воссоздания информации, утраченной при компрессировании (MP3), и формирования спектра выше 20 кГц (CD-Audio). Система экранных меню развита чрезвычайно, поэтому внятная инструкция на русском языке оказывается очень кстати. Те, кто не хочет вникать в тонкости, могут провести упрощенную настройку (quick setup), однако при этом окажутся невостребованными многие полезные регулировки (подстройка под тип телевизора/проектора, полная юстировка картинки, включающая гамма-коррекцию). Разочарованным останется разве что владелец видеомагнитофона (NTSC преобразуется только в РАL60). Системный пульт ДУ, управляющий также телевизором и «видиком», - самый миниатюрный в тесте, но эргономичный. Кнопки хорошо различимы на ощупь, а контрастные надписи на фоне металлической панели отлично читаются. Универсальный аппарат обрадует не только любителя кино и потенциального диджея, но и тех, кто ратует за демократизацию эксклюзивных аудиозаписей.
Комплект не рассчитан на модернизацию - об этом свидетельствует, помимо прочего, тот факт, что усилители размещены в сабвуфере


Рис. 1. АЧХ сателлитов Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y) Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров
АЧХ сателлитов достаточно гладкая в рабочем диапазоне частот; КНИ в широкой полосе не превышает 2%. Усилитель эффективно работает вплоть до 100 кГц (спад - 6 дБ); низкие частоты целиком перенаправляются в сабвуфер (частота раздела 150 Гц). Фаза выходного сигнала перевернута относительно входного (CD), что в данном случае несущественно. Сильнее на звучании сказывается недостатки фильтрации: спектр насыщен гармониками и интермодуляционными компонентами с уровнем -20 дБ к основному сигналу (дает о себе знать цифровая природа сравнительно недорогого усилителя). Разделение каналов симметричное, что способствует формированию правильной пространственной картины. Заметим, что исходно коэффициент усиления в тылу отличается от фронта, причем на разную величину в форматах Dolby Digital и DTS. Желательно повнимательней настраивать громкости по каналам под саундтреки разных форматов. По цветовым шумам для всех видеовыходов сигналов, кроме RGB, аппарат - не в лидерах. Наиболее правильные цветовые переходы дает S-Video, а наилучшую четкость обеспечивает компонентный сигнал, правда, требуя увеличения насыщенности.

Samsung HT-DB750M


Воспроизводит DVD-Video, Video-CD, CD (CD-R/RW), MP3/JPEG. Декодеры: Dolby Pro Logic, Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, DTS. ДВ/СВ/УКВ/FM-тюнер с 30 фиксированными настройками и RDS. Выходы видеосигналов: композитного (RCA и SCART), RGB (SCART). Оптический вход цифрового аудиосигнала, два стереовхода, выход на наушники. Выходная мощность 5x86 Вт (6 Ом), сабвуфер 100 Вт, масса/габариты основного блока: 9,3 кг/430х75х368 мм.
Ориентировочная цена: $550
Достоинства: система автоматической настройки параметров звука; расширенный диапазон FM (УКВ)
Недостатки: отсутствие AV-входа, нет RCA-выходов для записи; транскодер NTSC-PAL не имеет положения Auto; шумный вентилятор
S&V-эффект: * * * *

Главная особенность комплекта - система DSM (Digital Sound Master) для автоматической настройки параметров многоканального звучания, которую ранее можно было получить только в эксклюзивной AV-технике. Посредством тестовых сигналов и штатного микрофона она устанавливает оптимальные задержки, уровень каждого канала, настраивает их тонально с помощью восьмиполосного эквалайзера (таким образом, учитывается акустика помещения). Ручная регулировка менее удобна: громкость каждой АС изменяется балансными регулировками, канальные эквалайзеры недоступны. Коммутационные возможности системы - довольно специфичны: цифровой вход, два стереовхода и ни одного стереовыхода. Линейный аудиосигнал можно получить только со SCART'a, что затрудняет перезапись на кассету или MD (нужен переходник SCART-RCA). Зато при записи DVD на VHS проблем нет даже с дисками первой зоны: проигрыватель имеет полный двунаправленный транскодер NTSC-PAL (к сожалению, без режима Auto). Приятно отметить, что среда при чтении смешанных MP3/JPEG-дисков определяется автоматически, а на экран телевизора выводится полное дерево файлов, независимо от их типа. Для прослушивания стереосигнала в многоканальном варианте предлагается множество DSP-режимов. Трехдиапазонный тюнер имеет расширенный FM-диапазон, что позволяет принимать и УКВ-станции (правда, в моноварианте). Улучшить прием слабого сигнала FM-станций позволяет принудительный перевод в монофонический режим. Пульт ДУ подтверждает преемственность выработанного стиля: удобно лежит в руке, на основной панели под пальцами - лишь часто используемые клавиши управления театром и TV (настройка на компоненты других производителей - через ввод кода). Редко используемые кнопки находятся под сдвижной крышечкой. Комплект рассчитан на работу с PAL/SECAM-телевизором в помещении довольно большого объема и площади (в разумных пределах).
Вентилятор охлаждения работает почти постоянно, и довольно высокий уровень его шума заметен на малых громкостях


Рис. 1. АЧХ сателлитов Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y) Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров
Стабильность АЧХ фронтальных и центральной АС вполне удовлетворяют требованиям бюджетного театра. Советуем поэкспериментировать с местом размещения центральной АС: штатный «центр» имеет провал в области 4-7 кГц (субъективно звук смягчается) и с трудом держит большую громкость (великоват уровень КНИ). АЧХ усилителя - «кроссоверная»: низкие частоты направляются на сабвуфер (частота раздела - около 130 Гц). Сабвуфер имеет хороший запас по мощности и низкий КНИ (не более 5% на 65 Гц). Чувствительность сателлитов средняя, что компенсируется мощностью выходных усилителей. По симметрии и глубине разделения каналов при декодировании DD и DTS ресивер занимает лидирующее положение в тесте (идеальный круг на уровне -65 дБ). Баланс каналов выставлен ровно, за исключением центра (провален на 2 дБ - стоит прибавить громкость при настройке). Наименьший уровень цветового шума и наилучшие цветовые переходы дает композитный (!) видеосигнал, однако для получения изображения максимальной четкости (модель - лидер теста по этому параметру) нужно использовать RGB подключение.

Thomson DPL950VD


Воспроизводит DVD-Video, Video-CD, SVCD, CD-R/RW, MP3. Декодеры: Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, DTS. AM/FM-тюнер с 40 фиксированными настройками и RDS. Выходы видеосигналов: композитного (RCA и SCART), S-Video (mimDIN), RGB (SCART) и компонентного (3xRCA). Оптический вход/выход цифрового аудиосигнала, два AV-входа (3xRCA), выходы на запись и на наушники. Выходная мощность 5x50 Вт (1 кГц, 8 Ом, 10% THD), сабвуфер 125 Вт (4 Ом, 10% THD). Масса/габариты основного блока: 5,5 кг/431х60х392 мм.
Ориентировочная цена: $450
Достоинства: выход компонентного видеосигнала и коммутация композитного видеосигнала
Недостатки: не читаются файлы JPEG, неотключаемый транскодер NTSC-PAL
S&V-эффект: * * * *

Сенсорные кнопки отзываются на легкое прикосновение, а при загрузке диска зеркальная стенка с дисплеем выезжает вперед и поворачивается, открывая доступ к лотку с вогнутой гранью... Первоначальная настройка предельно проста, а наглядные меню понятны интуитивно. Стандартные «колоночные» клеммы плюс возможность изменить в меню размер (частотные возможности) акустики позволяют при желании сделать радикальный «апгрейд» системы (заменить комплект АС). Ресивер оснащен разнообразными возможностями создания окружающего звука с использованием всех или только фронтальных громкоговорителей; для стереосигнала предусмотрены четыре предустановки эквалайзера (см. техкомментарий). При включении наушников многоканальный сигнал автоматически пересчитывается в двухканальный (к сожалению, в наушниках на малой громкости явно заметен высокочастотный шум от цифровых цепей). Разъем SCART содержит полноценный AV-вход. Сигнал с него выдается на композитные выходы Monitor Out и VCR Rec, что позволяет записывать эфирный сигнал, например, на видеоплейер, не имеющий собственного TV-тюнера. На эти же выходы можно подать сигнал с двух других AV-входов, т.е. возложить на него обязанности видеокоммутационного центра (полезно, если у телевизора - один видеовход). Несмотря на сравнительно низкую цену, явный компромисс - только один: не читаются JPEG-картинки. Зато при воспроизведении MP3-записей можно выбирать новую композицию, не прерывая музыку. Системный пульт ДУ выполнен в фирменном стиле и по дизайну здорово отличается от конкурентов. ПДУ управляет тремя AV-компонентами, неплохо сбалансирован, но все-таки командовать воспроизведением не очень удобно: соответствующие кнопки расположены с краю. Комплект можно рекомендовать любителям кино (работа с видео- и многоканальным аудио в DD/DTS - без нареканий) и перезаписи программ с открытых DVD на VHS.
Вентилятор находится под верхней панелью; он не всасывает пыль в корпус и практически не слышен. Клеммы для подключения АС - стандартные, что позволяет модернизировать систему


Рис. 1. АЧХ сателлитов Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y) Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров
Усредненная АЧХ фронтальных и центрального громкоговорителей имеет похвально малую неравномерность. Передача звуковой эстафеты от сателлитов к сабвуферу происходит на частоте 140 Гц (учитываются особенности АЧХ сателлитов); хорошо, что при подключении широкополосных колонок ее можно изменить. Нелинейные искажения сателлитов незначительны во всей рабочей полосе частот и, что важно, почти не зависят от громкости (динамичные эффекты передаются достоверно). АЧХ усилителя на средних и низких частотах ровная, а на высоких (8-20 кГц) плавно задирается (до +14 дБ). Такой тембральный дисбаланс можно отчасти подправить снижением уровня в НЧ/ВЧ-темброблоке. Декодирование многоканального сигнала отличное (по этому параметру модель лидирует); уровни всех каналов одинаковы, и разделение информации между каналами на высоте (соответствующий график представляет собой практически идеальный круг «диаметром» 64 дБ). Наилучшую насыщенность изображения обеспечивает сигнал S-Video. По RGB - наименьшие цветовые шумы (насыщенность всегда можно подрегулировать в телевизоре).

Yamaha DVX-S120


Воспроизводит DVD-Video, Video-CD, SVCD, CD-R/RW, MP3/JPEG. Декодеры: Dolby Pro Logic, Dolby Pro Logic II, Dolby Digital (совместим с Dolby Digital EX/DTS ES 6.1-Phantom). AM/FM-тюнер с 40 фиксированными настройками и RDS. Выходы видеосигналов: композитного (RCA и SCART), S-Video (miniDIN), RGB (SCART) и компонентного (прогрессивная развертка NTSC). Оптический вход/выход цифрового аудиосигнала, выход на наушники, два AV входа (RCA) и один выход. Выходная мощность 5x45 Вт (1 кГц, 6 Ом, 0,9% THD), сабвуфер 40 Вт. Масса/габариты основного блока: 6,4 кг/360х75х360 мм.
Ориентировочная цена: $600
Достоинства: компонентный видеовыход с прогрессивной разверткой; полный двунаправленный транскодер NTSC-PAL
Недостатки: читаются не всякие MP3-записи, высокая цена
S&V-эффект: * * * *

На скругленной кромке центрального блока расположены органы управления большинством функций - воспроизведением, радиоприемом, выбором DSP-режима. Решение классическое, чего не скажешь об алгоритме инсталляции: для видео- и аудиочасти он различается принципиально. DVD-проигрыватель настраивается через трехмерное экранное меню (изменяются все основные параметры изображения, активируется одна из пяти предустановок цветового тона). Звуковые параметры регулируются при помощи дисплея на передней панели, при этом можно задать разный коэффициент сжатия динамического диапазона и уровень в канале низкочастотных эффектов (LFE) для АС и наушников. Функция полезная, т.к. не все наушники могут воспроизвести мощный бас без искажений. На фоне этих инсталляционных тонкостей чересчур громоздким кажется алгоритм регулирования задержки тылового сигнала - тем более если учесть, что распознается даже 6.1-канальный сигнал. Аппарат представляет его в виртуальном виде (Phantom): информацию для тылового центра озвучивают левая и правая колонки эффектов (фирменная технология Virtual Surround Back). Разумеется, предусмотрена возможность превратить двухканальный сигнал в многоканальный или, наоборот, прослушать 5.1/6.1-саундтрек в наушниках без потери «объема». По видеосигналу центральный блок прекрасно согласуется с любым устройством - от простейшего PAL/SECAM-телевизора (есть полный транскодер в NTSC-PAL) до первоклассного видеопроектора (в наличии - компонентный выход с прогрессивной разверткой в NTSC). Пульт ДУ эргономичный: рабочие зоны выделены цветом, часто используемые кнопки оказываются под большим пальцем. Громкость сабвуфера, центральной и тыловых АС регулируется напрямую Комплект рекомендуем приверженцу CD и новейших блок-бастеров на DVD-Video со звуковыми 6.1-дорожками (DD EX/DTS ES), считающему, что пяти колонок в комнате вполне достаточно.
При инсталляции следует учесть, что в стереорежиме нижняя стенка корпуса греется даже на нулевой громкости


Рис. 1. АЧХ сателлитов Рис. 2. АЧХ центрального громкоговорителя
Рис. 3. График цветового баланса в цветовом пространстве для видеосигнала (R-Y/B-Y) Рис. 4. Разделение каналов по сигналам со встроенных декодеров
Чувствительные сателлиты хорошо согласованы с усилителями (средняя по тесту выходная мощность). Судя по АЧХ, фирменная акустика тонально уравновешена, однако в области сопряжения с сабвуфером (и вплоть до 200 Гц) КНИ быстро растет с увеличением громкости. Сигнал, поступающий с усилителя на акустику, имеет низкий уровень нелинейных искажений, хотя отношение сигнал/шум - не рекордное (около 60 дБ), Баланс усиления при декодировании многоканального звука - в норме, он стабилен на любых форматах. Вызывает нарекания, что значительная доля аудиоинформации с фронтальных каналов просачивается в тыловые (здесь разделение не превышает 45 дБ), что больше соответствует работе не цифровых (Dolby Digital), а аналоговых декодеров Dolby Pro Logic. В результате страдает локализация и точность проработки пространственных деталей как во фронтальной, так и тыловой частях аудиосцены. Аппарат имеет малошумящий видеотракт - хороши все выходы, и в этом плане модель - в передовиках. Советуем использовать RGB-сигнал (при этом полезно увеличить насыщенность) или S-Video, который обеспечивает наилучшую передачу цветовых переходов.

Результаты

Не все соискатели на 100% удовлетворяют достаточно серьезным требованиям (здесь экспертиза, возможно, перестаралась). Но, что примечательно, по главным параметрам - изображению или звуку - «однокоробочные» DVD-театры нового поколения заметно продвинулись вверх по шкале качества. Значит, это не дает права утверждать, что мы ожидали от аппаратов слишком многого. Причина кроется в отличиях европейского рынка (на него ориентированы участники теста) от российского. Например, для Европы стремительно теряет актуальность проблема перезаписи с DVD на VHS. С другой стороны, там злободневными (даже для бюджетной техники) становятся возможности согласования DVD-проигрывателя с видеопроектором. Смешанные MP3/JPEG/WMA-диски распространены в Старом свете отнюдь не так широко, как у нас. Отсюда - конструктивный и функциональный уклон, идущий порой вразрез с требованиями наших экспертов и чаяниями российских покупателей.

Изображение

Теоретически DVD-проигрыватель способен выдать видеосигналы четырех типов - композитный (яркостная и цветностная составляющая смешаны), S-Video (составляющие разделены), компонентный (совокупность яркостной и двух цветоразностных составляющих) и RGB (синхронизированный набор сигналов трех основных цветов). Наихудшими характеристиками объективно обладает композит, поэтому при тестировании он в расчет не принимается. Лучшую картинку обеспечивают RGB- и компонентный сигналы: по одному из них и следует подключать DVD-ресивер к телевизору. S-Video, занимая промежуточное положение между композитом и RGB/компонентным, остается маловостребованным (по крайней мере, для новых телевизоров). В связи с вышеизложенным и учитывая особенности российского рынка телевизоров, эксперты придирчиво исследовали RGB-сигнал, анализируя четкость изображения, правильность цветопередачи, точность отображения цветовых переходов и уровнь цветового шума. Наиболее скромным по этим показателям оказался Panasonic (RGB-выход зашумлен, результат отображения цветовых переходов и четкость - не блестящие), однако эта модель дает отличную картинку по «компоненте». Поэтому советуем подобрать к данному комплекту телевизор, оснащенный соответствующим входом. Высокую четкость обеспечивает модель от Samsung; почти вровень с ним по этому показателю идет Thomson. A DVD-театры от JVC и Yamaha если и отстали, то совсем чуть-чуть. Нельзя не отметить, что по уровню видеошума в лидерах - Yamaha (чистый сигнал на всех выходах). Однако по точности цветопередачи на «эксклюзивном» компонентном выходе с прогрессивной разверткой эта модель не превосходит Panasonic. Самую четкую и естественную картинку по RGB-сигналу выдает аппарат от JVC (с учетом того, что при таком способе подключения стоит увеличить цветовую насыщенность при настройке).

Звук

Оценка складывалась из двух составляющих - воспроизведения двухканальных (стереофонических) и многоканальных 5.1-записей. Разумеется, во главу угла ставилось качество работы при декодировании мультиканальных звуковых дорожек к кинофильмам. Отсюда - особое внимание к разделению аудиоинформации по каналам (важный показатель качества работы встроенных декодеров Dolby Digital и DTS). Нехарактерный результат показал аппарат от Yamaha - разделение «фронт-тыл» составляет порядка 45 дБ. Такая величина разделения свойственна, пожалуй, аналоговому Dolby Pro Logic, но не цифровому декодеру. В связи с этим уменьшается глубина звуковой сцены, слабее отслеживаются траектории объектов, движущихся в продольном направлении. На «хорошо» отработали театральные наборы от Panasonic, JVC и Thomson (впрочем, у первого есть заметный разброс усиления по каналам - до 2 дБ - при воспроизведении DD- и DTS-записей, что требует подстройки уровней под саундтреки различных форматов). Вместе с тем на стереозаписях Panasonic не подкачал - благотворно сказались низкий уровень нелинейных искажений и «гладкая» АЧХ сателлитов. За это же достоин похвалы аккуратный звук Thomson (высшую оценку аппарат не получил только потому, что на высоких частотах его усилитель «задирает» сигнал, который приходится компенсировать тембром). У DVD-ресивера JVC нет проблем с воссозданием кинотеатральной звуковой атмосферы (прекрасные характеристики по разделению каналов, высокочувствительные сателлиты), а стереозаписи он отрабатывает не так здорово. Несмотря на образцовую АЧХ, усилитель под влиянием интермодуляции ограничивает общее разрешении звуковой сцены. Лидером по звучанию стала модель от Samsung; такими показателями по разделению каналов может похвастаться не всякий даже гораздо более дорогой аппарат. Дисбаланс заметен только в центральном канале, но он легко компенсируется при настройке (надо заранее прибавить центру 1-2 дБ). Мало того, аппарат способен сделать это самостоятельно, без вмешательства пользователя (см. раздел «управление»).

Конструкция

Равноценность упомянутых в заходе конструктивных схем подтверждается и результатами теста. Комплекты от JVC и Panasonic (усилители мощности - в сабвуфере) не получили явных преимуществ перед участниками, все цепи усиления которых смонтированы в центральном блоке. Единственный недостаток, косвенно связанный с компоновкой, выявился у DVD-ресивера Samsung; вентилятор охлаждения ощутимо шумит (заметно на тихих фрагментах). Разница между моделями проявилась в коммутационных возможностях: JVC и Samsung не имеют линейного выхода стереосигнала. Последний к тому же не способен одновременно выдать RGB и композит: на задней панели - специальный механический переключатель. Все это затрудняет перезапись с DVD на VHS-кассету. Зато театры от JVC и Thomson имеют дополнительный стереовход на гнезде SCART соединил телевизор и DVD-ресивер полным (с распайкой всех штырьков) кабелем SCART-SCART - и наслаждайся эфирными программами в 5.1-варианте, используя DPL Решение, которое в связи с появлением стереозвука на некоторых российских телеканалах оценят многие пользователи. Минимальным набором видеовыходов оснащен Samsung (только RGB и композитный), полным - Panasonic и Yamaha: помимо вышеупомянутых, наличествуют S-Video и выход компонентного сигнала с прогрессивной разверткой (увы, только для NTSC-записей), который обеспечивает близкое к идеальному сопряжение с видеопроектором DVD-ресивер Thomson также оборудован компонентным выходом, но подает на него сигнал только с чересстрочной разверткой. Любителям обширных музыкальных программ и удлиненных киносеансов рекомендуем аппараты от JVC и Panasonic, оснащенные чейцджерами на пять дисков. У ресивера JVC чейнджер лотковый, на редкость компактный. Panasonic оборудован «сменником» карусельного типа, что позволило уменьшить высоту корпуса. Ресиверы Thomson и Yamaha можно использовать как обычный DVD-проигрыватель: предусмотрен выход цифрового аудиосигнала для радикальной модернизации системы. Samsung оборудован трехдиапазонным тюнером с расширенным УКВ-диапазоном. Пожалуй, самый стильный комплект предлагает Thomson: чего стоит сдвижная зеркальная панель. Но эксперты, ставящие утилитарность выше фотогеничности, вывели в лидеры Panasonic, который сконструирован с учетом новейших требований к домашнему кинотеатру.

Функции

Этот параметр мы оценивали, исходя из расширяющихся приложений домашней AV-системы с DVD-источником «на борту». Начнем с воспроизведения смешанных MP3/JPEG-дисков. Проблемы с чтением JPEG возникли у ресивера Thomson. Модель от Yamaha читает далеко не каждый MP3-диск, причем невозможно понять, по какому принципу аппарат «отбраковывает» записи. DVD-источник от JVC требует заранее вручную выбирать среду (MP3 или JPEG), хотя диски с однородной информацией аппарат распознает автоматически. Единственный в тесте полиглот - Panasonic - читает MP3, JPEG, WMA и DVD-Audio. К тому же его функция Double Re-master призвана воссоздавать аудиоинформацию, утраченную при компрессировании (формируется спектр выше 20 кГц). Имена файлов, MP3- и CD-текст выводят без ограничений JVC и Panasonic. Здесь это важно, поскольку облегчает составление программы воспроизведения треков любого формата со всех загруженных в чейнджер дисков. Остальные участники выводят не более 16 символов названия. Перезапись с любого DVD (разумеется, если он не защищен системой Macrovision) на PAL-видеомагнитофон допускают аппараты Thomson и Yamaha, однако последний принудительно переводит NTSC в PAL (равно как JVC и Samsung, но они по причинам, отмеченным в разделе «конструкция», на перезапись не рассчитаны вовсе). Ресивер Samsung имеет полный двунаправленный транскодер, но без режима Auto (система цветности выбирается вручную). Транскодер Panasonic - неполный (NTSC-PAL60) и с перезаписью NTSC-картинки не справляется. Только Yamaha оснащена транскодером высшего класса (Auto-PAL-NTSC). По количеству DSP-режимов впереди ресиверы JVC и Yamaha (модель к тому же оборудована оригинальной функцией для создания виртуального объемного звучания при прослушивании многоканальных записей в наушниках). Стоит в этом смысле отметить и Panasonic - при помощи заложенных в аппарат алгоритмов можно учесть не только особенности саундтрека, но и акустику помещения, расположение зрительских мест (а возможность выделить для домашнего кинотеатра отдельную комнату есть далеко не у всех). Все перечисленное (напомним про DVD-Audio) обеспечило комплекту Panasonic высшую оценку за функциональность.

Управление

Поскольку система домашнего кинотеатра претендует на роль центра развлечений, алгоритмы управления становятся архиважными. Как показывает опыт, очень полезны видеорегулировки, позволяющие привести к единому знаменателю изображение с TV-эфира и с DVD-Video, не трогая настройки телевизора. Такую возможность дают три аппарата из пяти (JVC, Panasonic, Yamaha); причем они могут изменять даже запаздывание сигнала цветности относительно яркости (улучшает отображение цветовых переходов) и гамма-коррекцию (повышает разрешение на темных сценах). Panasonic имеет систему видеопресетов для упрощения согласования с приемником видеосигнала, будь то ЭЛТ-телевизор, плоская панель или проектор. Что касаегся настроек звука, то Samsung и Yamaha позволяют задействовать в системе лишь две/три колонки (вариант для кинотеатра в спальне). Аппараты от JVC, Thomson и Yamaha принципиально рассчитаны на замену штатных колонок более качественными (JVC даже предусматривает выбор частоты среза).

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!