CD-ресиверы $340-450
Правила клубаКак можно было бы определить понятие «клуб» в изначальном смысле? Как добровольное объединение джентльменов, договорившихся соблюдать определённый набор правил и выполнять некоторые обязательства. Примеры: гольф-клуб, клуб холостяков, клуб любителей пива...Среди моих знакомых не так уж мало таких, которые клубную идею не приемлют в принципе: «Зачем взваливать на себя лишние (и не всегда разумные) обязательства и принимать дополнительные ограничения? Их и без этого предостаточно!» Ответ прост и очевиден: членам клуба действующие правила кажутся разумными, прочие могут приискать себе другое «добровольное объединение» или же не искать никакого. Автомобильные головные устройства только со стороны кажутся совсем уж разными. На самом деле основные их различия касаются исполнения органов управления и пользовательского интерфейса: в функциональном плане у всех у них больше сходства, чем различий. Недорогие «головы» могут ещё заметно различаться и по функциям - в эту нишу рынка активно внедряются новые производители, не обременённые клубными правилами. А вот сектор недешёвых CD-ресиверов - это своего рода закрытый клуб. (Давайте сразу договоримся о понятиях: дорогими мы считаем «головы» выше 450 - 500 у.е., а вот «относительно дорогие» - это аппараты, цены на которые попадают в диапазон 350 - 450 тех же самых единиц и которые как раз и стали героями этого теста.) Впрочем, считать этот клуб совсем закрытым я бы не решился. К примеру, не так давно (по историческим меркам буквально, вчера, всего лишь года три тому) в него вступил Panasonic. Но нынче что-то не видно желающих последовать примеру этого брэнда - нельзя же серьёзно предположить, что какая-нибудь Foryou Electronics сможет продавать свою технику по таким ценам. Так что клуб открыт лишь формально, де-факто оставаясь закрытым. А теперь вернёмся к тому, с чего начинали. В каждом клубе действует свой свод правил и ограничений, и наш клуб «кому за 350», конечно, не исключение. Являются ли эти правила обременительными? Никоим образом. В car audio исподволь созрел перечень требований, которым должна удовлетворять правильная «голова», и эти требования в равной мере приняты к исполнению всеми ведущими изготовителями. Видимо, членам клуба они кажутся разумными. Давайте ознакомимся с ними и мы. Три пары линейных выходов: фронт/тыл/сабвуфер. Продвинутое головное устройство как-то и не мыслится с меньшим количеством выходов. Тылы можно было бы считать опцией, а то и анахронизмом, но с такими правилами категорически не согласятся приверженцы музыкальной культуры, по совпадению тоже называемой клубной. Впрочем, в машине, где всё происходит по-своему и не так, тыловыми каналами даже приверженцы филармонического звучания нередко пользуются для корректировки строго фронтальной звуковой сцены, так что выходы Rear нужны уже по двум причинам. Небесполезны они и по третьей: их можно с большой пользой задействовать при поканальном подключении фронтов, а регулятор фейдера поможет управлять относительным уровнем по полосам. Но тогда остаётся сделать следующий шаг: выходы переименовать как низ/середина/верх, изменить диапазоны перестройки фильтров и привлечь полосовой фильтр для среднечастотного диапазона (Mid, если так вам проще). Можно было предположить, что такой режим всегда будет дополнительным, если сделать его единственным, это (как считается) слишком ограничит нишу сбыта, и большинство изготовителей на такой эксперимент не идут. Тем не менее «головы» от JVC работают только в такой конфигурации выходов, и думается, у них найдутся последователи. А в пределах сегодняшнего теста лишь топовый Pioneer оснащён переключением конфигурации выходов, выходы всех прочих участников работают в традиционном «формате» Front/Rear/Sub. ЭКВАЛАЙЗЕР ЭТО НЕ РЕГУЛЯТОР ТЕМБРА ПОСЛЕ «АПГРЕЙДА», А УСТРОЙСТВО СОВСЕМ ИНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ Эквалайзер. Позволю себе напомнить, что эквалайзер это не регулятор тембра после «апгрейда», а устройство совсем иного предназначения. Регуляторы тембра изначально замышлялись для компенсации недостатков записи - скажем, на виниле или магнитной ленте. С переходом к цифровым источникам необходимость в оперативном регулировании формы АЧХ отпадает, ибо одна запись от другой отличаться не должна. Кстати, при работе ЧМ-тюнера без тембров тоже можно обойтись: звучание разных вещателей заметно различается по динамическому диапазону, в меньшей степени - по глубине басов и «вышине» верхов, но в пределах рабочей полосы частотная характеристика почти у всех относительно ровная. Остаётся фактор личного вкуса, так что присутствие тембров всё же не лишне. Что же касается эквалайзера, то он предназначен для компенсации резидентных отклонений формы АЧХ. С отклонениями, вносимыми акустикой, неплохо справляется и графический эквалайзер (если у него хотя бы 9 - 10 полос), а вот акустику зала (у нас это салон) ловчее править параметрическим корректором (эквалайзером). В этой сфере применения 4-полосный (а хоть и 3-х) параметрик лучше, чем 10-полосный «график», ну а если в головном устройстве есть и тот и другой - это замечательно. Из шести участников теста лишь двое оказались не оснащены эквалайзером, по разным причинам, правда. Но об этом в своё время. Фильтры. Сабвуфер по определению должен работать с фильтром нижних частот, при его наличии (а как иначе?) фронт (и тыл, если вам без него нельзя) должен включаться через фильтр верхних частот - это позволит избежать перегрузок акустики и, как следствие, повысить громкость на верхнем басе и выше. Да, фильтры есть и в усилителях, но не во всех они исполнены достойно. Это раз. И коль уж в «голову» заложен звуковой процессор, почему бы не задействовать и программу цифровой фильтрации? Это два. ПРИЗНАКОМ ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО DSP ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВВОДА ВРЕМЕННЫХ ЗАДЕРЖЕК ПО КАЖДОМУ ИЗ КАНАЛОВ Впрочем, реализация названного выше не требует присутствия полнофункционального цифрового звукового процессора (DSP). Признаком такового является возможность ввода временных задержек по каждому из каналов. Так уж исторически сложилось, что в машине мы сидим не по оси салона, а значит, расстояние от акустики левого и правого каналов различается. Наличие DSP позволяет обойти эту несправедливость, одновременно создавая другую: введение временных задержек устраняет перекос звуковой сцены для одного из сидящих и усугубляет его для другого. Впрочем, нынешние DSP позволяют запомнить более одного варианта настройки, так что от режима FTP (литературный перевод вместе с расшифровкой и цензурой: «плевать на пассажира») можно, восстанавливая справедливость, перейти к разумному компромиссу. Другая крайность, настройка на переднего пассажира, применения на практике не получила, те, кому позволительно плевать на водителя, ездят сзади, там совсем иные настройки. Понятно, наверное, что целесообразность использования временных задержек в машине - вопрос дискуссионный. За счёт подбора расположения/направления компонентов акустики и выбора характеристик фильтров удаётся добиться впечатляющих результатов и без процессора. Правда, не сразу. И не всегда. Так что, если платите за головное устройство заметные деньги, лучше, чтобы процессор всё-таки был на месте. В четырёх последних абзацах изложены четыре правила для членов клуба. Впрочем, два CD-ресивера из шести, представленных здесь, эти правила не приняли. Будем считать их не членами клуба, а своего рода «наблюдателями». Головное устройство от Alpine - недорогое по фирменным меркам и, соответственно, не самое сложное. Ну а «головы» Nakamichi по своей идеологии не допускают использования цифровых процессоров, в качестве основной идеи у них принята простота и прозрачность звукового тракта, есть мнение, что DSP её сохранению не способствует. Что же, такой подход тоже имеет своих сторонников, и я не склонен их осуждать. С клубными правилами мы покончили. Теперь быстренько рассмотрим правила «общечеловеческие». Применительно к нашей сфере - это те требования, которые предъявляются ко всем «головам» выше стартового уровня и которые в контексте сегодняшней «разборки» будут приниматься как само собой разумеющиеся. RDS-тюнер с поиском по 29 стандартным типам программ, режимом ожидания для типа программ NEWS и синхронизацией часов по коду CT. Три сервисные функции CD-проигрывателя («спрятать диск» и проч.) и три дополнительных режима воспроизведения (повтор и другие). Чтение CD-текста. Если предусмотрен ввод заголовков, то сей факт заслуживает отдельного упоминания. Декодирование и воспроизведение файлов mp3 и WMA с тэгами ID3 (тэги относятся к mp3, в WMA есть своя система ввода информации). Конечно, шина для управления внешними устройствами и, естественно, управление iPod’ом (я буду указывать обозначение соответствующего адаптера). Наличие входов AUX для подключения внешних устройств - это нынче норма жизни. По умолчанию считаем, что вход организован через шину, хотя для участников из сегодняшней группы более характерно присутствие прямого входа, когда для получения сигнала от внешнего источника шинный адаптер не требуется. С диммером теперь «молчанкой» не обойдёшься, он бывает автоматическим или ручным, для нас это теперь так же важно, как для «разных прочих шведов». Вот в рамках таких правил начнём представлять членов клуба...
Sony CDX-GT800D С первого взгляда может показаться, что фирменный стиль Sony - непредсказуемость дизайна. А между тем овальные мотивы в оформлении передней панели позволяют уверенно идентифицировать изготовителя. Здесь, как видите, два энкодера, тот, что справа, управляет поиском треков/файлов. Эргономика была бы близка к идеалу, окажись они повыше, но тонкие панели удобнее носить (правда, в этой связи неясно, почему чехол для панели на 15 мм выше, нежели сама панель). Пульт ДУ - знакомый нам RM-X154, даже лень повторять,
Центральные частоты 13-полосного эквалайзера расположены через 2/3 октавы, нижняя частота 63 Гц,
АМ-тюнер оснащён двумя банками пресетов, раздельно для длинных и средних волн. 6 с занимает автоматическое заполнение трёх банков ЧМ-тюнера. При работе в RDS режим ожидания заданного PTY не предусмотрен. В CD-проигрывателе не реализован режим сканирования. В наклонном положении передней панели для загрузки диска можно не утруждаться нажатием кнопки Eject - слот доступен и так. Режим ускоренной «перемотки» трека, к сожалению, включается только с пульта. Кроме общепризнанных компрессированных форматов Sony читает и файлы, записанные в фирменном коде ATRAC. Начальное считывание тестового CD и диска с mp3 заняло 6 - 7 с, но диск WMA аппарат изучал 16 с. Сибилянты на CD одновременно смягчены и конкретизированы, отчего порой и возникает ощущение, что голоса немного изменены. Женский вокал очень детален и открыт, но звук «с» иногда как бы «покалывает». Впрочем, по собранности звучания вокала Sony уверенно обходит многих коллег. Бас очень прозрачный и, я бы сказал, надёжный, с четкими рельефом и атакой. Верх чуть обострён, но чист и музыкален. Скрипки роскошные. Рояль в меру напорист, собран и тоже музыкален, - словом, славно звучит инструмент. Флейты воздушны и одновременно музыкальны.
JVC KD-SH1000 В отличие от аппаратов, объединённых общим обозначением EXAD, в «головах» SH не предусмотрено ввода пользовательских изображений для дисплея. Ресивер снабжён слотами USB и SD, с карт соответствующего формата он считывает файлы компрессированных форматов. Вход AUX прямой. На задней панели есть и гнездо, куда можно подключить адаптер для «общения» со штатным ДУ автомобиля. Интерфейсный преобразователь, куда подключается iPod, называется KS-PD100. Постановка и съём панели вполне удобны. Кнопок очень немного,
АМ-тюнер работает, как обычно, на длинных и средних волнах, под оба диапазона отведён единственный банк настроек. Не только поиск, но и режим ожидания может быть настроен на любой из 29 типов программ. Правда, для нас эта функция носит скорее умозрительный характер, поскольку наши вещатели PTY не переключают. Для дисков, на которых не записан текст, CD-проигрыватель позволяет вводить заголовки. Дополнительные режимы воспроизведения включаются из меню. Подготовка к воспроизведению тестового CD длилась 15 с, диск WMA аппарат изучал ещё дольше (22 с), и лишь знакомство с mp3 уложилось в 8 с. «Перемотка» очень уж быстрая, ресивер перемещается по треку с шагом 10 с. В мужском вокале на CD несколько подчёркнуты сибилянты, но голоса прозрачные и лёгкие. Женский вокал очень детален, хотя в интонациях порой проявляется некоторая задумчивость, и опять же свистящие звуки в идеале должны быть мягче. Скрипки чистые до нереальности, до потери материального содержания. Рояль звонок и музыкален, но немного апатичен. Бас очень даже на высоте (имеется в виду качество, а не высота тона). Чистые, но не слишком наполненные флейты. Саксофон певучий, как бы чисто вымытый. Верх музыкальный и при этом реалистичный.
Nakamichi CD-400 Характерная конструктивная особенность CD-ресивера Nakamichi в том, что лишь одна пара выходов (Front) установлена у него, что называется, намертво. Остальные две пары, как и входы AUX, снабжены разъёмами и устанавливаются по необходимости. Съём и в особенности постановка лицевой панели требуют предварительного тренинга. Кнопки дружественные и «положительные», как и подобает аппарату, который выпускается с 2003 года. Пульт ДУ очень «ухватистый», с крупными (в основном) кнопками, причём усилие их нажатия тем выше, чем больше сама кнопка. Пульт позволяет управлять большинством операций аппарата, кроме ручного занесения станций в память,
АМ-тюнер с двумя банками памяти работает лишь на средних волнах. Автоматического заполнения банка нет. Ручной поиск станций только пошаговый. При работе в RDS режима ожидания заданного PTY не предусмотрено. CD-проигрыватель не читает CD-текст - для аппарата такого класса это минус. Нынче для нас непривычно, когда (как в данном случае) система управления не позволяет переключать треки по кольцу - и это вам иллюстрация тех изменений, которые произошли с нашей техникой за последние три года. Подача мужских голосов на CD нам показалась тяжеловатой, хотя серьёзных погрешностей в воспроизведении голосового диапазона мы не заметили. Женский вокал уже не тяжёл, но и игривостью не отличается. Рояль слегка задумчив и, пожалуй, не слишком энергичен. А вот скрипочки помогли реабилитировать звук CD-400: не каждому аппарату удаётся отыграть скрипки с такой лёгкостью, при этом не отказывая им в материальности. Бас немного затянут, хотя атака проработана недурственно. Флейты немного академичны: они и не пытаются показаться лучше, чем есть, но и возможностей своих не скрывают. Верх холодноват, но на редкость открыт и прозрачен.
Alpine CDA-9856R Похоже, что переход от четырёх «титульных» кнопок к шести обозначил окончание эры консервативного дизайна в «головах» Alpine. И хотя изменения во внешнем виде по меркам иных производителей вряд ли можно назвать революционными, «головы» нынешнего модельного ряда уже не спутать с прошлогодними. Кроме обязательного шинного терминала в CD-ресивере Alpine имеется и гнездо для подключения к интерфейсу дисплея авто. Для работы с плеером iPod потребуется переходник KCA-420i. Вход AUX можно организовать через шину при наличии адаптера KCA-121B (KCA-410C позволяет справиться сразу и с чейнджером, и с «ай-Подом»). Работа с индивидуальным
Отдельные банки пресетов АМ-тюнера отведены под длинные и средние волны. 7 с длится заполнение банка ЧМ-тюнера частотами станций по убыванию мощности. Набор функций декодера RDS - тот, который «по умолчанию». Кто не понял - в этом «Алпайне» есть функция CT и, соответственно, часы, к этому нововведению фирма подошла как раз тогда, когда последний автомобиль без часов на приборной панели занял место в музее. Понравился режим, при котором на дисплей по очереди выводятся PS и частота. Меньше пришлась по душе организация меню настройки аппарата (Setup) в четырёх уровнях. Из дополнительных режимов в CD-проигрывателе не реализовано сканирование. Начальное ознакомление с тестовым CD, дисками mp3 и WMA длится 6 - 7 с. Аппарат слишком уж быстро перемещается по файлам в ускоренном режиме. Жаль также, что на дисплей теперь не выводится битрейт - у «голов» Alpine это было неплохим козырем. Зато декодируются и выводятся на дисплей надписи на кириллице. Свистящие звуки мужских голосов (CD-DA) синтетические и чуть обострённые, отмечены также незначительные недоработки в передаче тонких нюансов. Голосовые низы, вместе с тем, подаются очень регулярно. Женский вокал холодноват и не слишком плавен. Скрипкам как будто не хватает пространства. Рояль не очень объёмный, напор его немного скован. Рельеф баса не идеален. У флейт есть всё, но это «всё» какое-то холодноватое. Саксу недостаёт открытости. Верх словно скрыт от слушателя легчайшей завесой, ненамного плотнее табачного дыма в блюз-клубе, но всё же заметной.
Panasonic CQ-C8803N Дизайнерские решения передней панели «голов» Panasonic не слишком узнаваемы, потому что меняются чаще и резче, чем у других. Зато у разработчиков то преимущество, что форма органов управления не ограничена требованиями преемственности дизайна, отсюда, в частности, и удобная форма кнопок. Операции по отделению и постановке передней панели тоже не вызывают ни малейших проблем. Вход AUX прямой. К пресловутому плееру iPod аппарат подключается с помощью адаптера CA-CC30N. Есть ещё адаптер Bluetooth.
В дополнение к обычному тембру управлять звуком помогает
АМ-тюнер с единственным банком пресетов работает на длинных и средних волнах. 25 с уходит на автоматическое заполнение трёх банков ЧМ-тюнера, а затем на дисплей (как в телевизоре) выводится список настроек, чтобы вы его отредактировали. Дважды занести в память одну и ту же частоту система не позволяет. При работе в RDS возможен поиск и по двум «глобальным» типам программ - Speech/Music. Режима ожидания заданного PTY не предусмотрено. Из обычных сервисных функций в проигрывателе CD реализована только та, которую мы зовём «спрятать диск» - и то, если аппарат включён. Возможен прямой ввод номера трека. В ускоренном режиме Panasonic перемещается по треку настолько быстро, что попасть в 10-секундный интервал не удаётся. Начальное считывание тестового компакта и диска с подборкой файлов mp3 длилось по 8 с, WMA - 13 с. Читаются и корректно воспроизводятся на дисплее надписи на великой и могучей кириллице. Мужские голоса на CD подаются в очень детальной и открытой манере, слышны малейшие нюансы. Женский вокал живой, мягкий и тоже открытый. Скрипки тяжеловаты, но это не всякий и почувствует. Верх мягкий и красивый - интеллигентный, как мы говорим. Рояль пресноват, но кроме неясных ощущений инкриминировать ему нечего. Флейты вполне материальны и легки, им лишь немного недостаёт воздуха. Бас не до конца прозрачен, но в целом надо отметить очень удачно сбалансированное звучание.
Pioneer DEH-P88RS Фактически топовый CD-ресивер Pioneer похож только на самого себя и... на знаменитый DEH-P9R. Единственная кнопка на передней панели заведует её открыванием. Правый энкодер по совместительству ещё и джойстик. Линейные выходы, кроме обычного режима, могут быть переконфигурированы в трёхполосный вариант (Low/Mid/Hi). Вход AUX выполнен в виде гнезда Mini-jack, но без подключения шинного адаптера, подключённый к этому входу источник Pioneer «не видит», то есть вход не прямой. (В частности, с плеером iPod должен использоваться адаптер CD-IB100.)
Функция POSI позволяет выбрать из четырёх стандартных вариантов размещения слушателей. Чтобы настраивать задержки, надо выбрать F.Left или F.Right. Расстояния вводятся от 0 до 400 см с шагом 1,25 см - для четырёх каналов акустики и двух сабвуферов. Либо, если установлен трёхполосный режим, для динамиков High/Mid/Low - L и R. (Кстати, после переключения между обычным и трёхполосным режимом надо нажать Reset.) Эквалайзер 16-полосный, 2/3-октавный (20/31,5 ГцЕ/12,5/20 кГц), с двумя пользовательскими и пятью заводскими предустановками. В обычном режиме все фильтры перестраиваются в диапазоне от 50 до 200 Гц с шагом 1/3 октавы. Крутизна спада для фильтра НЧ 6/12/18 дБ/окт., для фильтров ВЧ - 0/6/12 дБ/окт. (то есть с возможностью отключения). В трёхполосном режиме фильтры Low LP и Mid HP перестаиваются в диапазоне 25 - 250 Гц, Mid LP и Hi HP - в диапазоне 1,25 - 12,5 кГц. Крутизна спада назначается из списка 12/18/24/30/36 дБ/окт. для Low LP, и 0/6/12/18/24 дБ/окт. - для остальных четырёх фильтров. АМ-тюнер оснащён единственным банком пресетов. На то, чтобы заполнить банк ЧМ-тюнера шестью наиболее мощными станциями, уходит 7 с. Ручной поиск только пошаговый. Ручное занесение в память через список пресетов выполнить несложно, но всё же с пульта то же самое делается проще. Полный список PTY разбит на четыре крупных группы, и поиск ведётся по этим группам. И теперь у «Пионера» нет часов и функции CT, кажется, мы знаем, кому он их отдал... Из сервиса в P88 не реализована функция «спрятать диск». Есть непосредственный ввод номеров треков. Возможен ввод заголовков для дисков без текста. Начальное знакомство с дисками CD и mp3 длилось 3 - 4 с, WMA аппарат изучал около 6 с. Имя файла аппарат не выводит, так что если вы поленитесь подготовить тэги, будете идентифицировать файл по номеру. Зато Pioneer выводит битрейт и читает тэги на кириллице без запинки. Голоса вокалистов на CD собранные, ясные, их интонационная проработка на редкость аккуратная. Контрабас лёгкий, так он и звучит в жизни. Женский вокал хорошо сбалансирован, ровен и спокоен. Скрипки легковесны, но очень детальны. Верх, я бы сказал, очень тщательный и подробный. Благодаря высокой детальности без проблем различаются инструменты всех уровней. Духовые чуть облегчённые, но очень естественные. Бас безукоризнен по рельефу, да и к атаке по-серьёзному не придраться. Использование данных материалов допускается только с разрешения автора. |