0

Сравнение

VIP Club

CD-ресиверы $340-450

Автор статьи: Лопаков Алексей
02.04.2008 1794 0

Правила клуба

Как можно было бы определить понятие «клуб» в изначальном смысле? Как добровольное объединение джентльменов, договорившихся соблюдать определённый набор правил и выполнять некоторые обязательства. Примеры: гольф-клуб, клуб холостяков, клуб любителей пива...

Среди моих знакомых не так уж мало таких, которые клубную идею не приемлют в принципе: «Зачем взваливать на себя лишние (и не всегда разумные) обязательства и принимать дополнительные ограничения? Их и без этого предостаточно!» Ответ прост и очевиден: членам клуба действующие правила кажутся разумными, прочие могут приискать себе другое «добровольное объединение» или же не искать никакого.
Автомобильные головные устройства только со стороны кажутся совсем уж разными. На самом деле основные их различия касаются исполнения органов управления и пользовательского интерфейса: в функциональном плане у всех у них больше сходства, чем различий. Недорогие «головы» могут ещё заметно различаться и по функциям - в эту нишу рынка активно внедряются новые производители, не обременённые клубными правилами. А вот сектор недешёвых CD-ресиверов - это своего рода закрытый клуб. (Давайте сразу договоримся о понятиях: дорогими мы считаем «головы» выше 450 - 500 у.е., а вот «относительно дорогие» - это аппараты, цены на которые попадают в диапазон 350 - 450 тех же самых единиц и которые как раз и стали героями этого теста.) Впрочем, считать этот клуб совсем закрытым я бы не решился. К примеру, не так давно (по историческим меркам буквально, вчера, всего лишь года три тому) в него вступил Panasonic. Но нынче что-то не видно желающих последовать примеру этого брэнда - нельзя же серьёзно предположить, что какая-нибудь Foryou Electronics сможет продавать свою технику по таким ценам. Так что клуб открыт лишь формально, де-факто оставаясь закрытым.
А теперь вернёмся к тому, с чего начинали. В каждом клубе действует свой свод правил и ограничений, и наш клуб «кому за 350», конечно, не исключение. Являются ли эти правила обременительными? Никоим образом. В car audio исподволь созрел перечень требований, которым должна удовлетворять правильная «голова», и эти требования в равной мере приняты к исполнению всеми ведущими изготовителями. Видимо, членам клуба они кажутся разумными. Давайте ознакомимся с ними и мы.
Три пары линейных выходов: фронт/тыл/сабвуфер. Продвинутое головное устройство как-то и не мыслится с меньшим количеством выходов. Тылы можно было бы считать опцией, а то и анахронизмом, но с такими правилами категорически не согласятся приверженцы музыкальной культуры, по совпадению тоже называемой клубной. Впрочем, в машине, где всё происходит по-своему и не так, тыловыми каналами даже приверженцы филармонического звучания нередко пользуются для корректировки строго фронтальной звуковой сцены, так что выходы Rear нужны уже по двум причинам. Небесполезны они и по третьей: их можно с большой пользой задействовать при поканальном подключении фронтов, а регулятор фейдера поможет управлять относительным уровнем по полосам. Но тогда остаётся сделать следующий шаг: выходы переименовать как низ/середина/верх, изменить диапазоны перестройки фильтров и привлечь полосовой фильтр для среднечастотного диапазона (Mid, если так вам проще). Можно было предположить, что такой режим всегда будет дополнительным, если сделать его единственным, это (как считается) слишком ограничит нишу сбыта, и большинство изготовителей на такой эксперимент не идут. Тем не менее «головы» от JVC работают только в такой конфигурации выходов, и думается, у них найдутся последователи. А в пределах сегодняшнего теста лишь топовый Pioneer оснащён переключением конфигурации выходов, выходы всех прочих участников работают в традиционном «формате» Front/Rear/Sub.

ЭКВАЛАЙЗЕР ЭТО НЕ РЕГУЛЯТОР ТЕМБРА ПОСЛЕ «АПГРЕЙДА», А УСТРОЙСТВО СОВСЕМ ИНОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ

Эквалайзер. Позволю себе напомнить, что эквалайзер это не регулятор тембра после «апгрейда», а устройство совсем иного предназначения. Регуляторы тембра изначально замышлялись для компенсации недостатков записи - скажем, на виниле или магнитной ленте. С переходом к цифровым источникам необходимость в оперативном регулировании формы АЧХ отпадает, ибо одна запись от другой отличаться не должна. Кстати, при работе ЧМ-тюнера без тембров тоже можно обойтись: звучание разных вещателей заметно различается по динамическому диапазону, в меньшей степени - по глубине басов и «вышине» верхов, но в пределах рабочей полосы частотная характеристика почти у всех относительно ровная. Остаётся фактор личного вкуса, так что присутствие тембров всё же не лишне. Что же касается эквалайзера, то он предназначен для компенсации резидентных отклонений формы АЧХ. С отклонениями, вносимыми акустикой, неплохо справляется и графический эквалайзер (если у него хотя бы 9 - 10 полос), а вот акустику зала (у нас это салон) ловчее править параметрическим корректором (эквалайзером). В этой сфере применения 4-полосный (а хоть и 3-х) параметрик лучше, чем 10-полосный «график», ну а если в головном устройстве есть и тот и другой - это замечательно. Из шести участников теста лишь двое оказались не оснащены эквалайзером, по разным причинам, правда. Но об этом в своё время.
Фильтры. Сабвуфер по определению должен работать с фильтром нижних частот, при его наличии (а как иначе?) фронт (и тыл, если вам без него нельзя) должен включаться через фильтр верхних частот - это позволит избежать перегрузок акустики и, как следствие, повысить громкость на верхнем басе и выше. Да, фильтры есть и в усилителях, но не во всех они исполнены достойно. Это раз. И коль уж в «голову» заложен звуковой процессор, почему бы не задействовать и программу цифровой фильтрации? Это два.

ПРИЗНАКОМ ПОЛНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО DSP ЯВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ВВОДА ВРЕМЕННЫХ ЗАДЕРЖЕК ПО КАЖДОМУ ИЗ КАНАЛОВ

Впрочем, реализация названного выше не требует присутствия полнофункционального цифрового звукового процессора (DSP). Признаком такового является возможность ввода временных задержек по каждому из каналов. Так уж исторически сложилось, что в машине мы сидим не по оси салона, а значит, расстояние от акустики левого и правого каналов различается. Наличие DSP позволяет обойти эту несправедливость, одновременно создавая другую: введение временных задержек устраняет перекос звуковой сцены для одного из сидящих и усугубляет его для другого. Впрочем, нынешние DSP позволяют запомнить более одного варианта настройки, так что от режима FTP (литературный перевод вместе с расшифровкой и цензурой: «плевать на пассажира») можно, восстанавливая справедливость, перейти к разумному компромиссу. Другая крайность, настройка на переднего пассажира, применения на практике не получила, те, кому позволительно плевать на водителя, ездят сзади, там совсем иные настройки. Понятно, наверное, что целесообразность использования временных задержек в машине - вопрос дискуссионный. За счёт подбора расположения/направления компонентов акустики и выбора характеристик фильтров удаётся добиться впечатляющих результатов и без процессора. Правда, не сразу. И не всегда. Так что, если платите за головное устройство заметные деньги, лучше, чтобы процессор всё-таки был на месте.
В четырёх последних абзацах изложены четыре правила для членов клуба. Впрочем, два CD-ресивера из шести, представленных здесь, эти правила не приняли. Будем считать их не членами клуба, а своего рода «наблюдателями». Головное устройство от Alpine - недорогое по фирменным меркам и, соответственно, не самое сложное. Ну а «головы» Nakamichi по своей идеологии не допускают использования цифровых процессоров, в качестве основной идеи у них принята простота и прозрачность звукового тракта, есть мнение, что DSP её сохранению не способствует. Что же, такой подход тоже имеет своих сторонников, и я не склонен их осуждать.
С клубными правилами мы покончили. Теперь быстренько рассмотрим правила «общечеловеческие». Применительно к нашей сфере - это те требования, которые предъявляются ко всем «головам» выше стартового уровня и которые в контексте сегодняшней «разборки» будут приниматься как само собой разумеющиеся. RDS-тюнер с поиском по 29 стандартным типам программ, режимом ожидания для типа программ NEWS и синхронизацией часов по коду CT. Три сервисные функции CD-проигрывателя («спрятать диск» и проч.) и три дополнительных режима воспроизведения (повтор и другие). Чтение CD-текста. Если предусмотрен ввод заголовков, то сей факт заслуживает отдельного упоминания. Декодирование и воспроизведение файлов mp3 и WMA с тэгами ID3 (тэги относятся к mp3, в WMA есть своя система ввода информации). Конечно, шина для управления внешними устройствами и, естественно, управление iPod’ом (я буду указывать обозначение соответствующего адаптера). Наличие входов AUX для подключения внешних устройств - это нынче норма жизни. По умолчанию считаем, что вход организован через шину, хотя для участников из сегодняшней группы более характерно присутствие прямого входа, когда для получения сигнала от внешнего источника шинный адаптер не требуется. С диммером теперь «молчанкой» не обойдёшься, он бывает автоматическим или ручным, для нас это теперь так же важно, как для «разных прочих шведов».
Вот в рамках таких правил начнём представлять членов клуба...

Sony CDX-GT800D
Серийный №1501810

ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ
1,0
Полоса частот (-3 дБ), Гц
12 - 18000
Отношение сигнал/шум, дБА
65
Уровень сигнала на линейном выходе, В
1,4
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ
-0,2/+0,5
Отношение сигнал/шум, дБА
94,5
Переходное затухание (1 кГц), дБ
95,5
Вибростойкость, мм
170
Уровень сигнала на линейном выходе, В
4,2
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%)
19,8
Регулировки эквалайзера, дБ
от +6,2/-6,3 до +6,3/-6,2
Sony CDX-GT800D
Sony CDX-GT800D

С первого взгляда может показаться, что фирменный стиль Sony - непредсказуемость дизайна. А между тем овальные мотивы в оформлении передней панели позволяют уверенно идентифицировать изготовителя. Здесь, как видите, два энкодера, тот, что справа, управляет поиском треков/файлов. Эргономика была бы близка к идеалу, окажись они повыше, но тонкие панели удобнее носить (правда, в этой связи неясно, почему чехол для панели на 15 мм выше, нежели сама панель). Пульт ДУ - знакомый нам RM-X154, даже лень повторять,
Частотный диапазон тюнера на редкость широкий, что, впрочем, типично для головных устройств Sony. Правда, в прежние времена с широким частотным диапазоном спокойно уживался и низкий уровень шумов, нынче этого не происходит. Выходной каскад ЦАПа секции CD, судя по всему, снабжён аналоговой коррекцией. Но АЧХ отклоняется в «плюс» только на самых верхних частотах (+0,1 дБ на 16 кГц), и это вряд ли можно считать недостатком. Выходной фильтр КИХ-типа. Громкость регулируется шагами по 2 дБ. У эквалайзера по шесть ступеней регулировки в ту и другую сторону, величину шага вы сможете вычислить и без калькулятора. Вместо того, чтобы приводить длинный (из 16 позиций) список центральных частот, ограничусь информацией, что их измеренные значения нигде не отклоняются от номинала больше, чем на 1,5% (например, 1,015 вместо 1 кГц). Частоты среза фильтра ВЧ: 63/79/101/126/162 Гц, крутизна примерно 12 дБ/окт. Для фильтра НЧ мы получили 62/76/98/122/156 Гц и 17 дБ/окт. Здесь тоже всё по-честному. Единственное замечание заключается в алгоритме работы эквалайзера. Когда регулятор любой (но одной) из полос выводится на уровень +6, амплитуда сигнала в этой полосе остаётся той же, но уровень выхода в остальной части спектра снижается на 1 дБ. Возможно, конечно, что это сделано умышленно, дабы избежать перегрузки, но такое поведение корректора всё же не соответствует привычным канонам.
что именно в нём хорошо, а что - не очень. Линейные входы прямые. Есть гнездо, куда можно подключить традиционный проводной джойстик либо адаптер для связи с кнопками на руле. Адаптер для связи с iPod’ом имеет обозначение XA-110IP - он уже должен быть в продаже, обещали. Процесс постановки лицевой панели вопросов не вызывает, но съём её неоправданно усложнён. Предусмотрено три угловых положения панели, последнее из них - под углом 40 градусов к вертикали корпуса. Дисплей монохромный и довольно контрастный, хотя форма шрифта мне по-прежнему кажется сомнительной. Диммер автоматический и ручной. В дневном режиме подсветка дисплея может оказаться недостаточно яркой.
Центральные частоты 13-полосного эквалайзера расположены через 2/3 октавы, нижняя частота 63 Гц,
АвтоЗвук рекомендует
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Sony CDX-GT800D
ПОЧЕМ
$340
ЭТО – ПЛЮС
Прямой вход AUX
Возможно подключение к штатному ДУ
Декодер ATRAC
ЭТО – МИНУС
Повышенные шумы тюнера
Небезукоризненный алгоритм работы эквалайзера
ОДНИМ СЛОВОМ...
Звучный аппарат, в котором есть всё, что положено
РЕЙТИНГ
Радио
8
CD
9
Оснащённость
8
Эргономика
8
Звук
9/9
Итог
42

верхняя - 16 кГц. Эквалайзер настраивается для каждого из четырёх каналов независимо. Для него предусмотрено семь заводских предустановок. Известная система DSO получила дальнейшее развитие, и теперь она называется DSO 3D - здесь можно не только поднять звуковую сцену, но и напрямую управлять её глубиной и шириной; для каждого из трёх параметров предусмотрено по 8 градаций, до чего дошла наука... Память на три варианта настройки и три заводских предустановки. Временные задержки (I-TA) в режиме SMART вводятся как в обычной системе Position, но с допустимым смещением влево/вправо от 0 до ±3. В режиме PRO устанавливается расстояние до акустики каждого из четырёх каналов (2 - 400 см, шаг 2 см). Для каналов тыла, фронта и сабвуфера можно задействовать фильтры с частотами среза 63/80/100/125/160 Гц.
АМ-тюнер оснащён двумя банками пресетов, раздельно для длинных и средних волн. 6 с занимает автоматическое заполнение трёх банков ЧМ-тюнера. При работе в RDS режим ожидания заданного PTY не предусмотрен.
В CD-проигрывателе не реализован режим сканирования. В наклонном положении передней панели для загрузки диска можно не утруждаться нажатием кнопки Eject - слот доступен и так. Режим ускоренной «перемотки» трека, к сожалению, включается только с пульта. Кроме общепризнанных компрессированных форматов Sony читает и файлы, записанные в фирменном коде ATRAC. Начальное считывание тестового CD и диска с mp3 заняло 6 - 7 с, но диск WMA аппарат изучал 16 с.
Сибилянты на CD одновременно смягчены и конкретизированы, отчего порой и возникает ощущение, что голоса немного изменены. Женский вокал очень детален и открыт, но звук «с» иногда как бы «покалывает». Впрочем, по собранности звучания вокала Sony уверенно обходит многих коллег. Бас очень прозрачный и, я бы сказал, надёжный, с четкими рельефом и атакой. Верх чуть обострён, но чист и музыкален. Скрипки роскошные. Рояль в меру напорист, собран и тоже музыкален, - словом, славно звучит инструмент. Флейты воздушны и одновременно музыкальны.


JVC KD-SH1000
Серийный №091x0999

ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ
0,7
Полоса частот (-3 дБ), Гц
22 - 15300
Отношение сигнал/шум, дБА
68
Уровень сигнала на линейном выходе, В
2,3
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ
-0,75/-0,15
Отношение сигнал/шум, дБА
104
Переходное затухание (1 кГц), дБ
104
Вибростойкость, мм
140
Уровень сигнала на линейном выходе, В
4,8
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%)
18,5
Регулировки эквалайзера, дБ
от +8,5/-10,6 до +9,9/-10,4

JVC KD-SH1000

В отличие от аппаратов, объединённых общим обозначением EXAD, в «головах» SH не предусмотрено ввода пользовательских изображений для дисплея. Ресивер снабжён слотами USB и SD, с карт соответствующего формата он считывает файлы компрессированных форматов. Вход AUX прямой. На задней панели есть и гнездо, куда можно подключить адаптер для «общения» со штатным ДУ автомобиля. Интерфейсный преобразователь, куда подключается iPod, называется KS-PD100.
Постановка и съём панели вполне удобны. Кнопок очень немного,
У тюнера высокая чувствительность и завидная (хотя и не предельная) ширина полосы. И, как видим, даже при наличии DSP, удаётся при желании уберечь тюнер от помех. По техническим характеристикам секции CD замечаний нет, здесь всё честно. Фильтр, между тем, БИХ-типа, вероятно, и здесь не обошлось без аналоговой коррекции. Вибростойкость указана для начальной стадии воспроизведения трека, после того, как аппарат успел набрать данные в буфер (10 с), соответствующий показатель повышается до привычного для JVC значения «>230». Громкость регулируется шагами по 1 дБ, эквалайзер - по 2 дБ. Точнее говоря, если выбрано нижнее значение центральной частоты первой полосы параметрика (20 Гц), шаг в «минус» (и только для этой полосы) уменьшается. Отклонение центральных частот графического эквалайзера от номинальных значений не превышает 2%, измеренные частоты среза (по -3 дБ) тоже попадают в заявки, правда для фильтра НЧ отклонения достигают 5% (у фильтра ВЧ отклонения нулевые). А вот крутизна спада (вместо заявленных 6/12/18 дБ/окт.) для фильтра НЧ 10,5/21/31,5 дБ/окт., для фильтра ВЧ - 12/24/36 дБ/окт. Больше - не меньше, но знать о такой особенности не вредно.
это фирменный стиль топовых «голов» JVC. Ручное занесение в память без помощи пульта требует выполнения длинной последовательности операций с выходом в меню и поиском по списку. Впрочем, кнопки пресетов есть на пульте ДУ, и этим пульт RM-RK300 отличается от хорошо нам знакомого RK50. Дисплей, как и у предыдущего участника, флуоресцентный. Яркость его регулируется в 10 ступеней, но дневной и вечерний режим связаны, и если установить хорошую дневную яркость, вечером дисплей тоже будет светить неслабо. Диммер автоматический либо включается/отключается по времени. У передней панели три угловых положения, последнее из них под углом 30 градусов к «местной вертикали».
АвтоЗвук Фаворит
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
JVC KD-SH1000
ПОЧЕМ
$360
ЭТО – ПЛЮС
Полный набор эквалайзеров
Прямой вход AUX
Читает карты SD и USB
Возможно подключение к штатному ДУ
Работа с заголовками
ЭТО – МИНУС
Нет двухполосного режима работы фильтров
Нетривиальные характеристики фильтров
ОДНИМ СЛОВОМ...
Старательно исполненный аппарат с хорошим оснащением
РЕЙТИНГ
Радио
9
CD
9
Оснащённость
9
Эргономика
8
Звук
8/8
Итог
43

Предусмотрено шесть предустановок ревербо-полей, для каждой из них по три ступени глубины обработки. Расстояния до динамиков (4 канала либо 2) вводятся для четырёх режимов (All/Front/L.Front/R.Front) - в диапазоне от 0 до 400 см с шагом 5 см. У графического эквалайзера восемь заводских предустановок и три пользовательских. Число полос 9, полосы следуют через октаву, от 63 Гц до 16 кГц. Плюс трёхполосный параметрический эквалайзер с диапазонами перестройки 20 - 1250 Гц (полоса I), 80 - 5000 Гц (II) и 0,315 - 20 кГц (III). Ограничение: центральная частота в каждой последующей полосе должна быть хотя бы на 2 октавы выше, нежели в предыдущей. Фильтры изначально рассчитаны на работу в трёхполосном режиме. Диапазон частот среза у фильтра ВЧ каналов Front и фильтра НЧ каналов Rear - от 1,6 до 16 кГц, у фильтра ВЧ каналов Rear и фильтра НЧ каналов Sub - от 31 до 200 Гц. Все фильтры, кроме последнего, отключаемые. Крутизна у всех 6/12/ 18 дБ/окт., шаг перестройки частот 1/3 октавы. Очевидно, что при работе в традиционной конфигурации (фронт/тыл/саб) каналы фронта придётся включать через внешний фильтр. И потом, настройка звука нам показалась не очень удобной.
АМ-тюнер работает, как обычно, на длинных и средних волнах, под оба диапазона отведён единственный банк настроек. Не только поиск, но и режим ожидания может быть настроен на любой из 29 типов программ. Правда, для нас эта функция носит скорее умозрительный характер, поскольку наши вещатели PTY не переключают.
Для дисков, на которых не записан текст, CD-проигрыватель позволяет вводить заголовки. Дополнительные режимы воспроизведения включаются из меню. Подготовка к воспроизведению тестового CD длилась 15 с, диск WMA аппарат изучал ещё дольше (22 с), и лишь знакомство с mp3 уложилось в 8 с. «Перемотка» очень уж быстрая, ресивер перемещается по треку с шагом 10 с.
В мужском вокале на CD несколько подчёркнуты сибилянты, но голоса прозрачные и лёгкие. Женский вокал очень детален, хотя в интонациях порой проявляется некоторая задумчивость, и опять же свистящие звуки в идеале должны быть мягче. Скрипки чистые до нереальности, до потери материального содержания. Рояль звонок и музыкален, но немного апатичен. Бас очень даже на высоте (имеется в виду качество, а не высота тона). Чистые, но не слишком наполненные флейты. Саксофон певучий, как бы чисто вымытый. Верх музыкальный и при этом реалистичный.


Nakamichi CD-400
Серийный №53703520

ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ
0,8
Полоса частот (-3 дБ), Гц
8,0 - 15100
Отношение сигнал/шум, дБА
68,5
Уровень сигнала на линейном выходе, В
1,25
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ
-0,25/-0,5
Отношение сигнал/шум, дБА
108
Переходное затухание (1 кГц), дБ
95,5
Вибростойкость, мм
130
Уровень сигнала на линейном выходе, В
3,8
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%)
19,3
Регулировки тембров, дБ
ВЧ +12,4/-12,6

СЧ +12,4/-12,5

НЧ ±12,4

Nakamichi CD-400

Характерная конструктивная особенность CD-ресивера Nakamichi в том, что лишь одна пара выходов (Front) установлена у него, что называется, намертво. Остальные две пары, как и входы AUX, снабжены разъёмами и устанавливаются по необходимости. Съём и в особенности постановка лицевой панели требуют предварительного тренинга. Кнопки дружественные и «положительные», как и подобает аппарату, который выпускается с 2003 года. Пульт ДУ очень «ухватистый», с крупными (в основном) кнопками, причём усилие их нажатия тем выше, чем больше сама кнопка. Пульт позволяет управлять большинством операций аппарата, кроме ручного занесения станций в память,
Частотный диапазон тюнера не доходит до границ возможного, но когда верхняя граница выше 14 кГц, мы считаем, что требования разумной достаточности соблюдены. Уровень шумов такой, каким он был у тюнеров до экспансии цифровых средств обработки звука. Технические характеристики секции CD поводов для критики не дают, изготовитель и не скрывает, что в CD-400 использован 24-битовый ЦАП. Само собой, применён цифровой КИХ-фильтр. Показатели вибростойкости для единичного и серийного сотрясений совпадают, что является признаком отсутствия буферной памяти (вполне естественного для «чистого» источника). Признаков ограничения на линейном выходе нет, громкость управляется шагами по 1 дБ, тембры - по 2 дБ. У регуляторов тембра на самом деле эквалайзерные характеристики и центральные частоты 101 Гц, 1,015 и 10,43 кГц. Всё предсказуемо и понятно.
настройки некоторых из RDS-функций и управления контрастностью дисплея. Контраст регулируется в пределах от 0 до ±5, если вы смотрите на дисплей сверху, надо выбрать -1 или -2. Однако при взгляде сверху часть дополнительной информации может быть заслонена рамкой дисплея. Цвета свечения дисплея и подсветки кнопок (зелёный или рубиново-красный) устанавливаются независимо. Диммера, к сожалению, нет, но светотехнические характеристики дисплея и кнопок вряд ли позволят им привлекать слишком много внимания в ночи.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Nakamichi CD-400
ПОЧЕМ
$409
ЭТО – ПЛЮС
Прямой вход AUX
Короткий звуковой тракт
ЭТО – МИНУС
Нет диммера
Ограниченные возможности управления звуком
Нет декодеров mp3/WMA
Не читает CD-текст
ОДНИМ СЛОВОМ...
Возможно, самый доступный из «чистых» источников с 24-битовым ЦАПом
РЕЙТИНГ
Радио
9
CD
9
Оснащённость
7
Эргономика
8
Звук
8
Итог
41

Из всех средств управления звуком в CD-400 предусмотрен только трёхполосный тембр. По сравнению с большинством одноклассников это совсем немного, но такова уж фирменная концепция - обеспечить максимально короткий звуковой тракт. Аппарат не признаёт компрессированных форматов - возможно, это тоже концепция, но с 2006 года это, несомненно, минус. Предусмотрено отключение встроенных усилителей мощности. Входу AUX можно присвоить название из списка, содержащегося в памяти: здесь, к примеру, есть MD, но нет и намёка на HDD.
АМ-тюнер с двумя банками памяти работает лишь на средних волнах. Автоматического заполнения банка нет. Ручной поиск станций только пошаговый. При работе в RDS режима ожидания заданного PTY не предусмотрено.
CD-проигрыватель не читает CD-текст - для аппарата такого класса это минус. Нынче для нас непривычно, когда (как в данном случае) система управления не позволяет переключать треки по кольцу - и это вам иллюстрация тех изменений, которые произошли с нашей техникой за последние три года.
Подача мужских голосов на CD нам показалась тяжеловатой, хотя серьёзных погрешностей в воспроизведении голосового диапазона мы не заметили. Женский вокал уже не тяжёл, но и игривостью не отличается. Рояль слегка задумчив и, пожалуй, не слишком энергичен. А вот скрипочки помогли реабилитировать звук CD-400: не каждому аппарату удаётся отыграть скрипки с такой лёгкостью, при этом не отказывая им в материальности. Бас немного затянут, хотя атака проработана недурственно. Флейты немного академичны: они и не пытаются показаться лучше, чем есть, но и возможностей своих не скрывают. Верх холодноват, но на редкость открыт и прозрачен.


Alpine CDA-9856R
Серийный №U0319101

ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ
0,8
Полоса частот (-3 дБ), Гц
15 - 17600
Отношение сигнал/шум, дБА
65
Уровень сигнала на линейном выходе, В
1,9
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ
-0,6/-1,25
Отношение сигнал/шум, дБА
85
Переходное затухание (1 кГц), дБ
84
Вибростойкость, мм
160
Уровень сигнала на линейном выходе, В
2,3
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%)
21,2
Регулировки эквалайзера, дБ
ВЧ ±13,6

НЧ +16,2/-14,5

Alpine CDA-9856R

Похоже, что переход от четырёх «титульных» кнопок к шести обозначил окончание эры консервативного дизайна в «головах» Alpine. И хотя изменения во внешнем виде по меркам иных производителей вряд ли можно назвать революционными, «головы» нынешнего модельного ряда уже не спутать с прошлогодними. Кроме обязательного шинного терминала в CD-ресивере Alpine имеется и гнездо для подключения к интерфейсу дисплея авто. Для работы с плеером iPod потребуется переходник KCA-420i. Вход AUX можно организовать через шину при наличии адаптера KCA-121B (KCA-410C позволяет справиться сразу и с чейнджером, и с «ай-Подом»). Работа с индивидуальным
Характеристики тюнера имеют уже привычный вид: уровень шумов повышен, остальные параметры OK. В секции CD и шумов многовато, и переходное затухание не потрясает. АЧХ на верхней границе уходит за стандартный допуск, хотя и совсем чуть-чуть (-0,5 дБ на 16 кГц). В ЦАПе работает БИХ-фильтр. Верхние 10 ступенек регулятора громкости имеют «высоту» 1 дБ. Ограничение на линейном выходе наблюдается на пяти последних ступенях регулятора, в данном случае ровно 6 дБ выходного уровня как бы лишние. Однако снижать уровень выхода тюнера (переводя его в режим Low) нет резона, ибо по амплитуде эти два источника согласованы как надо. Тембры - это не тембры, а всё-таки параметрик: у него эквалайзерные характеристики с центральными частотами 57/80/99/120 Гц (НЧ) и 7,0/9,35/11,0/14,3 кГц (ВЧ). У регулятора НЧ десять ступеней вверх, в остальных направлениях максимальный спад/подъём соответствует седьмой ступеньке регулятора. Сабвуферный выход нефейдерный, то есть широкополосный.
пультом ДУ не предусмотрена, но при наличии соответствующего интерфейсного преобразователя имеется возможность подключения к рулевому ДУ автомобиля. Постановка панели проблем не вызывает, снять её тоже нетрудно, но панель надо предварительно откинуть вниз. Выбор шрифтов флуоресцентного дисплея не бесспорен, бесспорно то, что его хорошо видно под любым углом. Диммер автоматический или ручной, яркость свечения дисплея близка к оптимуму в том и другом режиме. Подсветка кнопок зелёная или красная. Управление звуком возложено на двухполосный «полупараметрик»: для регулятора баса

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Alpine CDA-9856R
ПОЧЕМ
$445
ЭТО – ПЛЮС
Читает надписи на кириллице
Возможно подключение к штатному ДУ
ЭТО – МИНУС
Ограниченные возможности управления звуком
Не предусмотрена работа с индивидуальным пультом ДУ
ОДНИМ СЛОВОМ...
Современный и удобный аппарат, не перегруженный регулировками
РЕЙТИНГ
Радио
8
CD
7
Оснащённость
7
Эргономика
9
Звук
8/9
Итог
39,5

вы можете выбрать центральную частоту (60/80/100/120 Гц) и одно из четырёх значений добротности, для ВЧ - только центральную частоту: 7,5/10/12,5/15 кГц.
Отдельные банки пресетов АМ-тюнера отведены под длинные и средние волны. 7 с длится заполнение банка ЧМ-тюнера частотами станций по убыванию мощности. Набор функций декодера RDS - тот, который «по умолчанию». Кто не понял - в этом «Алпайне» есть функция CT и, соответственно, часы, к этому нововведению фирма подошла как раз тогда, когда последний автомобиль без часов на приборной панели занял место в музее. Понравился режим, при котором на дисплей по очереди выводятся PS и частота. Меньше пришлась по душе организация меню настройки аппарата (Setup) в четырёх уровнях.
Из дополнительных режимов в CD-проигрывателе не реализовано сканирование. Начальное ознакомление с тестовым CD, дисками mp3 и WMA длится 6 - 7 с. Аппарат слишком уж быстро перемещается по файлам в ускоренном режиме. Жаль также, что на дисплей теперь не выводится битрейт - у «голов» Alpine это было неплохим козырем. Зато декодируются и выводятся на дисплей надписи на кириллице.
Свистящие звуки мужских голосов (CD-DA) синтетические и чуть обострённые, отмечены также незначительные недоработки в передаче тонких нюансов. Голосовые низы, вместе с тем, подаются очень регулярно. Женский вокал холодноват и не слишком плавен. Скрипкам как будто не хватает пространства. Рояль не очень объёмный, напор его немного скован. Рельеф баса не идеален. У флейт есть всё, но это «всё» какое-то холодноватое. Саксу недостаёт открытости. Верх словно скрыт от слушателя легчайшей завесой, ненамного плотнее табачного дыма в блюз-клубе, но всё же заметной.


Panasonic CQ-C8803N
Серийный №1000003

ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ
1,1
Полоса частот (-3 дБ), Гц
41 - 15200
Отношение сигнал/шум, дБА
66
Уровень сигнала на линейном выходе, В
2,2
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ
-1,2/-1,3
Отношение сигнал/шум, дБА
106
Переходное затухание (1 кГц), дБ
85
Вибростойкость, мм
>230
Уровень сигнала на линейном выходе, В
4,7
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%)
26,0
Регулировки эквалайзера, дБ
от +12,5/-12,3 до ±12,5

Panasonic CQ-C8803N

Дизайнерские решения передней панели «голов» Panasonic не слишком узнаваемы, потому что меняются чаще и резче, чем у других. Зато у разработчиков то преимущество, что форма органов управления не ограничена требованиями преемственности дизайна, отсюда, в частности, и удобная форма кнопок. Операции по отделению и постановке передней панели тоже не вызывают ни малейших проблем. Вход AUX прямой. К пресловутому плееру iPod аппарат подключается с помощью адаптера CA-CC30N. Есть ещё адаптер Bluetooth.
Как водится, единственная претензия к характеристикам тюнера - это несколько повышенный уровень шумов. Чувствительность не рекордная, но всё, что не хуже 1,2 мкВ - это норма. В секции CD с шумами полный порядок, однако переходное затухание не впечатляет, а частотная характеристика по краям диапазона аккуратно, но настойчиво уходит за стандартный допуск. (На соседних частотах показатели такие: -0,8 дБ на 25 Гц и -0,5 дБ на 16 кГц.) Фильтр БИХ-типа. Три верхние ступени регулятора громкости вдвое «шире» остальных, то есть 2 дБ против 1 дБ. Обратите внимание на выходную мощность: усилители не мостовые и питаются от преобразователя на ±15 В. У регуляторов тембра такой же диапазон перестройки, как и у эквалайзера: ±12,5 дБ и по шесть ступеней в каждую сторону. Характеристики эквалайзерные, с центральными частотами 82 Гц и 6,00 кГц. Как оказалось, эквалайзер хоть и графический, но с расширенными возможностями: центральная частота в каждой из его девяти полос может быть перестроена в определённых пределах и с довольно мелким шагом. Например, для первой полосы диапазон от 25 до 80 Гц, для второй - от 100 до 160 Гц и т.д. Измерили центральные частоты для первой полосы (12 значений) и лишь в двух точках получили отклонение от номинала 1,5%, в остальных - 1% и меньше. Ничего себе, да? Из обширного набора частот среза фильтров измерили лишь три значения сверху и снизу. Получили для ФВЧ: 92/97/102/Е/218/224/228 Гц, крутизна 11,7 дБ/окт. Для ФНЧ: 59/64,3/69,8/Е/150/155/159 Гц, крутизна 18,5 дБ.
С помощью устройства расширения можно то и это подключить в дополнение к чейнджеру. В отношении пульта пригодится дежурная фраза, что он нам уже знаком по предыдущим выступлениям представителей Panasonic. Пульт достаточно универсальный, с доступом к меню. Вот только клавишу управления громкостью надо было сделать больше. Цветной OLED-дисплей кинематографического качества - естественно, в памяти CD-ресивера припасено энное количество подвижных и неподвижных картинок. «Авторские» изображения для дисплея тоже можно сюда загрузить, если предварительно скачать с сайта изготовителя графический редактор Image Studio. Диммер ручной на три градации. Для лицевой панели предусмотрено три наклонных положения, в крайнем из них панель отклоняется от вертикали на 40 градусов.
В дополнение к обычному тембру управлять звуком помогает

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Panasonic CQ-C8803N
ПОЧЕМ
$450
ЭТО – ПЛЮС
Читает надписи на кириллице
Уникальный эквалайзер
ЭТО – МИНУС
Нет временных задержек
ОДНИМ СЛОВОМ...
Хорошо задуманный и старательно изготовленный аппарат
РЕЙТИНГ
Радио
8
CD
8
Оснащённость
8
Эргономика
8
Звук
8/9
Итог
40,5

9-полосный графический эквалайзер с шестью заводскими предустановками (центральные частоты через октаву, от 63 Гц до 16 кГц). Функция SBC-SW позволяет использовать акустику тыла в басовом режиме. Фильтры ВЧ с частотами от 90 до 225 Гц и шагом 5 Гц (отключаемые). Фильтр НЧ (тоже отключаемый) с таким же шагом и диапазоном перестройки от 60 до 160 Гц. Все эти регулировки купируются, если включена система CS-Auto (разработка фирмы SRS Labs, которая, кажется, первой занялась внедрением психоакустики в салон авто). Здесь вы будете управлять такими параметрами, как Trubass для выходов Front/Rear/Sub (независимо), Focus (для фронта и тыла), а также F-R Mix.
АМ-тюнер с единственным банком пресетов работает на длинных и средних волнах. 25 с уходит на автоматическое заполнение трёх банков ЧМ-тюнера, а затем на дисплей (как в телевизоре) выводится список настроек, чтобы вы его отредактировали. Дважды занести в память одну и ту же частоту система не позволяет. При работе в RDS возможен поиск и по двум «глобальным» типам программ - Speech/Music. Режима ожидания заданного PTY не предусмотрено.
Из обычных сервисных функций в проигрывателе CD реализована только та, которую мы зовём «спрятать диск» - и то, если аппарат включён. Возможен прямой ввод номера трека. В ускоренном режиме Panasonic перемещается по треку настолько быстро, что попасть в 10-секундный интервал не удаётся. Начальное считывание тестового компакта и диска с подборкой файлов mp3 длилось по 8 с, WMA - 13 с. Читаются и корректно воспроизводятся на дисплее надписи на великой и могучей кириллице.
Мужские голоса на CD подаются в очень детальной и открытой манере, слышны малейшие нюансы. Женский вокал живой, мягкий и тоже открытый. Скрипки тяжеловаты, но это не всякий и почувствует. Верх мягкий и красивый - интеллигентный, как мы говорим. Рояль пресноват, но кроме неясных ощущений инкриминировать ему нечего. Флейты вполне материальны и легки, им лишь немного недостаёт воздуха. Бас не до конца прозрачен, но в целом надо отметить очень удачно сбалансированное звучание.


Pioneer DEH-P88RS
Серийный №000538EW

ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ
0,7
Полоса частот (-3 дБ), Гц
92 - 16900
Отношение сигнал/шум, дБА
65
Уровень сигнала на линейном выходе, В
2,5
CD-проигрыватель
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц), дБ
-0,15/-0,5
Отношение сигнал/шум, дБА
104,5
Переходное затухание (1 кГц), дБ
105
Вибростойкость, мм
90
Уровень сигнала на линейном выходе, В
4,6
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%)
16,0
Регулировки эквалайзера, дБ
от ±12,4 до ±12,4

Pioneer DEH-P88RS

Фактически топовый CD-ресивер Pioneer похож только на самого себя и... на знаменитый DEH-P9R. Единственная кнопка на передней панели заведует её открыванием. Правый энкодер по совместительству ещё и джойстик. Линейные выходы, кроме обычного режима, могут быть переконфигурированы в трёхполосный вариант (Low/Mid/Hi). Вход AUX выполнен в виде гнезда Mini-jack, но без подключения шинного адаптера, подключённый к этому входу источник Pioneer «не видит», то есть вход не прямой. (В частности, с плеером iPod должен использоваться адаптер CD-IB100.)
Уж простите великодушно, повторюсь: уровень шумов тюнера повышен, да и глубокие басы он изрядно ограничивает. Вот к характеристикам CD-проигрывателя прицепиться трудно - серьёзный тракт с 24-битовым преобразователем и цифровым КИХ-фильтром. Громкость регулируется шагами по 1 дБ, но две верхние ступени почему-то вдвое больше. У эквалайзера по шесть ступеней, каждая примерно по 2 дБ. Отклонения центральных частот от номинала незначительны, лишь кое-где они достигают 2,5%. Фильтр НЧ проверили на трёх частотах: 25, 50 и 200 Гц. Отклонения частоты среза минимальны на низах (не более 0,5%), измеренная крутизна спада 5,5/11,7/14 дБ/окт. (25 Гц) и 5,5/11,7/16,5 дБ/окт. (50 Гц). При высокой частоте среза (200 Гц) реальные значения (248/223/207 Гц) заметно отличаются от номинала, но крутизна спада более соответствует ожиданиям: 6,0/12,5/17,0 дБ/окт. Фильтр ВЧ реализован более точно: для частот 50 и 200 Гц мы получили 50,9/50,7 Гц и 201/201 Гц при крутизне 6,0/12,2 дБ/окт.
Есть гнездо для подключения проводного пульта ДУ или переходника, связывающего аппарат с кнопками на руле. В комплекте имеется микрофон для автоматической настройки эквалайзера и временных задержек. OLED-дисплей контрастен просто на удивление. Пульт ДУ позволяет управлять всеми функциями аппарата. Впрочем, всё то же можно делать и без него, но на пульте каждой из трёх страниц меню соответствует своя кнопка. При съёме откинутой передней панели надо нащупать снизу кнопку фиксатора, и после этого проблем не будет. Устанавливается роскошная алюминиевая «физиономия» обычным манером. Кроме файлов mp3/WMA
АвтоЗвук лидер
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Pioneer DEH-P88RS
ПОЧЕМ
$450
ЭТО – ПЛЮС
Две конфигурации выходов
Автоматическая настройка по микрофону
Возможно подключение к штатному ДУ
Работа с заголовками
Читает надписи на кириллице
Декодер AAC
ЭТО – МИНУС
Нет функции CT. А оно надо?
ОДНИМ СЛОВОМ...
Оружие массового поражения. В хорошем смысле
РЕЙТИНГ
Радио
8
CD
9
Оснащённость
9
Эргономика
8
Звук
9/9
Итог
43

Pioneer читает и данные в формате AAC.
Функция POSI позволяет выбрать из четырёх стандартных вариантов размещения слушателей. Чтобы настраивать задержки, надо выбрать F.Left или F.Right. Расстояния вводятся от 0 до 400 см с шагом 1,25 см - для четырёх каналов акустики и двух сабвуферов. Либо, если установлен трёхполосный режим, для динамиков High/Mid/Low - L и R. (Кстати, после переключения между обычным и трёхполосным режимом надо нажать Reset.) Эквалайзер 16-полосный, 2/3-октавный (20/31,5 ГцЕ/12,5/20 кГц), с двумя пользовательскими и пятью заводскими предустановками. В обычном режиме все фильтры перестраиваются в диапазоне от 50 до 200 Гц с шагом 1/3 октавы. Крутизна спада для фильтра НЧ 6/12/18 дБ/окт., для фильтров ВЧ - 0/6/12 дБ/окт. (то есть с возможностью отключения). В трёхполосном режиме фильтры Low LP и Mid HP перестаиваются в диапазоне 25 - 250 Гц, Mid LP и Hi HP - в диапазоне 1,25 - 12,5 кГц. Крутизна спада назначается из списка 12/18/24/30/36 дБ/окт. для Low LP, и 0/6/12/18/24 дБ/окт. - для остальных четырёх фильтров.
АМ-тюнер оснащён единственным банком пресетов. На то, чтобы заполнить банк ЧМ-тюнера шестью наиболее мощными станциями, уходит 7 с. Ручной поиск только пошаговый. Ручное занесение в память через список пресетов выполнить несложно, но всё же с пульта то же самое делается проще. Полный список PTY разбит на четыре крупных группы, и поиск ведётся по этим группам. И теперь у «Пионера» нет часов и функции CT, кажется, мы знаем, кому он их отдал...
Из сервиса в P88 не реализована функция «спрятать диск». Есть непосредственный ввод номеров треков. Возможен ввод заголовков для дисков без текста. Начальное знакомство с дисками CD и mp3 длилось 3 - 4 с, WMA аппарат изучал около 6 с. Имя файла аппарат не выводит, так что если вы поленитесь подготовить тэги, будете идентифицировать файл по номеру. Зато Pioneer выводит битрейт и читает тэги на кириллице без запинки.
Голоса вокалистов на CD собранные, ясные, их интонационная проработка на редкость аккуратная. Контрабас лёгкий, так он и звучит в жизни. Женский вокал хорошо сбалансирован, ровен и спокоен. Скрипки легковесны, но очень детальны. Верх, я бы сказал, очень тщательный и подробный. Благодаря высокой детальности без проблем различаются инструменты всех уровней. Духовые чуть облегчённые, но очень естественные. Бас безукоризнен по рельефу, да и к атаке по-серьёзному не придраться.

Использование данных материалов допускается только с разрешения автора.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!