0

Сравнение

VIP Club

Колонки Castle Avon 5: акустика британских замков

Автор статьи: Буканов Николай
15.06.2021 1820 0

Барон Робер де Ромиль - бретонский авантюрист, принимавший участие в нормандском завоевании Англии. В 1086 году Вильгельм I Завоеватель пожаловал ему титул лорда, а всего четыре года спустя он построил в Северном Йоркшире замок Скиптон, призванный отражать набеги армии короля Шотландии Малькольма III. Минуло почти тысячелетие, и в 1932 году бывший торговец текстилем Гилберт Бриггс учреждает компанию по производству акустических систем, назвав ее Wharfedale (долина реки Уорф). В этой кузнице кадров успели поработать многие известные люди - например, будущий основатель KEF Раймонд Кук. Трудился там и бывший главный инженер QUAD Джон Коллинсон, однако летом 1973 года он с приятелями решает основать собственную компанию - и 3 сентября на свет появляется Castle Acoustics, чье название и логотип как раз и означают вышеупомянутый Скиптон.

Image_3.jpg

Колонки первой серии носили имена английских замков - в частности, дебютными для компании АС стали полочные «Ричмонд», а, пожалуй, самыми известными — напольные «Говард» с НЧ-динамиком на верхней панели. В начале 80-х гг. появилась «речная» серия, аналогично предыдущей разработанная и изготовленная самостоятельно. В 2007 году компания, следом за Wharfedale (1996) и QUAD (1997), была приобретена концерном IAG, принадлежащим братьям Чанг, Бернарду и Майклу. Нынешняя флагманская серия Avon (в переводе с кельтского — река) имеет целый ряд уникальных особенностей. Прежде всего — это акустическое оформление низкочастотного звена в виде четвертьволновой трансмиссионной линии. Затем — использование углеволокна в плетеных диффузорах динамиков. Наконец — ленточные твитеры. Применительно к тестируемой нами старшей напольной 3-полосной АС Avon 5 наличие трансмиссионной линии позволило расширить АЧХ вниз до 30 Гц по уровню -6 дБ, это более чем серьезно для двух «шестерок» в столь субтильном корпусе объемом всего 56 литров. Частоты раздела полос — 300 и 3600 Гц, используются две пары клемм для подключения усилителей. Варианты внешней отделки: шпон палисандра, ореха, вишни, махагони, клена и три типа дуба — натуральный, античный и черный.



Прослушивание

Сказать, что Castle - легендарные акустические системы, это значит не сказать ничего. Как раньше говорили: «Кто не был, тот будет, кто был - не забудет». Законы памяти весьма избирательны, посему и применяю я их вполне себе вольно. С акустическими системами, на логотипе которых изображен йоркширский Скиптон, я прожил почти десятилетие. Иные в браке живут меньше. И от того, как мне кажется, я знаю про их подводные камни всё. Если не в теории, то на практике. И я сумел смириться с тем, что на верх колонки нельзя поставить пирамидки из шунгита (на Avon 5, кстати вполне себе можно, в этой модели производитель решил вопрос с акустическим оформлением в пользу трансмиссионной линии). Собственно, он в своём праве, и ему явно видней.

Image_2.jpg

Как бы я ни хотел, мне сложно удержаться от аналогий и сравнений: грани Avon 5 так же аккуратно закруглены, как и грани бывших моих Howard S2. «Пятерки» строги и роскошны одновременно. Что касается лично меня, то я никогда не был готов восхищаться килобаксовым винтажным динамиком, помещенным в ведро. Моё эстетическое восприятие реагировало на пионерский кружок «умелые руки» пропажей аппетита и стойкой идиосинкразией к попыткам навялить мне «функционально полноценное». То ли дворянско-белогвардейские крови по материнской линии утрачивали нормальную свертываемость, то ли ещё пару десятилетий назад не очень приличные по отцовской начинали усиленно сворачиваться. Одним словом, полный швах. К счастью, как раньше, так и сейчас, еще до оценки содержания, форма в продукции Castle предельно близка к безупречной.

Памятуя о достаточно деликатном характере звукоизвлечения своих бывших акустических систем, я с определенной опаской ставлю в проигрыватель компакт-диск с нелепой распятой фигурой во вспышке рентгеновских лучей - и помещение взрывается риффами Зака Уайльда и колючим вокалом великого и ужасного Оззи Осборна. Свою лепту вколачивает и заслуженный деятель бас-гитары и по совместительству большой почитатель фламенко - Роберто Агустин Мигель Сантьяго Самуэль Трухильо Веракруз. Аккомпанируя ему, Avon 5 задорно демонстрируют поршнеобразный ход диффузоров, заставляя усомниться в заученных со школьной скамьи физических понятиях.

Пока «пятерки» выдавали The Whale That Swallowed Jonah от Джо Бонамасса сотоварищи, я прикидывал, чем бы их ещё озадачить? Slow Train, As The Crow Flies, они «проглатывали» стопроцентно заокеанский материал, словно их древесина была высушена ветром прерий, а тёмный узор достался по наследству от высокого солнца не то Техаса, не то Аризоны. Возможно, тот, кто родился и прожил всю жизнь в ритме блюза, увидит в моих словах не фальшь, но скорее потуги новообращенного, желающего и не могущего услышать музыку, ритм которой живёт изначально в сердце и венах и уже потом - в струнах и деках; возможно, этот человек посмеётся над моей восторженностью. Но разве не затем люди блюза с младых лет истирают пальцы в кровь, чтобы ими восторгались? Я готов. Давно. И Avon 5 мне в помощь.

Image_0.jpg

Трио Жака Лусье старательно и уважительно отыграло токкату и фугу ре минор, наполнив комнату прослушивания звучанием истаивающих под потолком клавиш маэстро и меди тарелок, кажется, живущих своею собственной жизнью. Avon 5 с отчаянием кавалерийской атаки каждый раз умудрялись проследовать за неожиданно взрывающимся темпом, переходя на почти интимное интонирование в andante и вновь взрываясь фейерверком красок в allegro. Джаз всегда был у Castle в крови - и, похоже, новые системы не стали исключением. Может быть, я себе это придумал, но затухание струны контрабаса реализовано в Castle на физическом уровне. Внедрено в подвес и в материал басового динамика. И кажется, что корпуса акустических систем и инструментов тоже ваяли из одной и той же древесины. И оттого калейдоскоп нот, разворачивающийся перед слушателем Avon 5, воспринимается не просто живым и естественным - он поражает своей глубиной и богатством красок, а это дорогого стоит. И заключительным штрихом — яркая, сочная, вибрирующая мембрана басового барабана. Ощущаемая кожей и кончиками пальцев. Кто переболел вирусом электронных ударных инструментов 80-х годов, тот поймёт. Кто не успел, тот может прослушать пяток-другой записей ударников от хард-рока до этники, чтобы понять. В Avon 5 бас есть. Можно дискутировать о его количестве, но явно не стоит - о качестве. Он аутентичен и способен воспроизвести прононс и акцент ударной установки из любой точки мира.

Музыка эпохи Ренессанса в исполнении Castle пленяет своей изысканной простотой и ощущением причастности к давно ушедшим эпохам. Милая The Lass Of Peatie's Mill прозвучала не менее трёх раз, прежде чем я смог оторваться от «созерцания» пасторального сюжета и сконцентрироваться на собственных ощущениях. Классические вещи совершенно точно удаются Avon 5, как минимум, в виде камерных коллективов. Большие симфонические составы, безусловно, предъявляют более серьёзные требования, и здесь вопрос уже не к акустическим системам (вот мне не приходит в голову предъявить какую-либо претензию по поводу исполнения камерной симфонии для струнного оркестра до минор), а скорее к ценителям классики... впрочем, уверен: и они по достоинству смогут оценить таланты новых систем из Йоркшира.

Шостакович в их интерпретации воспринимался ясно, со всей остротой музыкального гротеска, и в то же время как-то поразительно буднично. По-соседски. Словно всё действие происходит в данный момент в соседней подворотне, сопричастно. И только от тебя зависит, шагнёшь ли ты в эту подворотню или пойдёшь дальше под дождём, который с небольшими перерывами льёт четвертое столетие.

Image_1.jpg


Вывод

Мы рождаемся, живём и, увы, покидаем этот мир под определенными знаками зодиака. Кому-то свойственно придавать этому большее значение, кому-то меньшее. Суть в том, что любой период любого жизненного отрезка мы можем разделить на этапы. Одни мы желаем запечатлеть, другие хотим забыть. Это нормально. Важно не заблудиться внутри собственных чувств и понять, к чему мы будем стремиться и много лет спустя, а что оказалось... миражом, химерой, болотным блуждающим огоньком. В моей жизни был этап, который назывался Castle. Я был на этом этапе абсолютно счастлив, ибо главный талант этих систем не в том, что они воплощают хитроумные схемы акустического оформления или имеют в своём составе уникальные динамики. Главное, что они, не поражая яркостью красок и не оттягивая одеяло на себя, умеют делать своих владельцев счастливыми. Хотите попробовать привнести в свою жизнь чуть больше гармонии? Ощутить, как капризные ноты выстраиваются, чтобы создать именно то настроение, которое вам нужно? Всё в ваших руках!




Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!