0

Сравнение

VIP Club

Гиперболический параболоид

Автор статьи: Депутатов Иван
26.11.2014 1658 0

Акустические системы Fostex GX250MG

20 июня 1949 года Шигехиро Нишимура и Хироаки Ши-нохара основали в Токио компанию Shi nano Onkyo, которая занималась производством динамических головок под торговой маркой Pearl. В мае 1953 года была зарегистрирована торговая марка Foster, а еще через 6 лет компания сменила и свое название на Foster Electric. В феврале 1962 года начались продажи микрофонов собственной разработки, а в июле 1973 года появилась компания Fostex, чьей задачей стала продажа динамических головок Foster конечному потребителю, то бишь обслуживание DIY-сегмента. Через 5 лет дошла очередь и до производства студийных мониторов.

В 1981 году Fostex начинает производство аналоговых катушечных магнитофонов, самый популярный и технологически примечательный из которых - модельА-8, с возможностью 8-дорожечной записи на четвертьдюймовую ленту. Последовавший за ним два года спустя В-16 имел вдвое больше дорожек (правда, и лента стала вдвое шире). Финальной моделью в серии стал G-24S с двумя дюжинами дорожек на дюймовой ленте.

Первый DAT-магнитофон появился влинейке компании четверть века назад (D-20), а первый цифровой многоканальный магнитофон -в 1995 году, это был 8-дорожечный DMT-8. На стыке тысячелетий в модельном ряду Fostex впервые задействуются динамики с диффузорами, чья геометрия называется ее создателями «гиперболический параболоид»! Мы протестируем флагманскую модель акустических систем серии GX под индексом 250MG, оснащенную излучателями, разработанными и изготовленными по аналогичной технологии.

Конструкция

Передняя панель корпуса АС представляет собой два скрепленных вместе листа фанеры суммарной толщиной 36 мм, которые, в свою очередь, изготовлены из шпона камфорного лавра и эвкалипта. Верхняя, нижняя и боковые стенки - три листа ДСП суммарной толщиной 27 мм, а задняя панель - MDF толщиной 18 мм. Основание изготовлено из восьми слоев MDF по 9 мм каждый и снабжено четырьмя регулируемыми по высоте латунными ножками, а также тремя массивными даже на вид чугунными грузами с формой, повторяющей внешний вид диффузоров. Цвет внешней отделки корпуса - темно-коричневый либо «красное вино», под глянцевым лаком с ручной полировкой. Динамики защищаются двумя сетками - одна тканевая общая и одна металлическая специально для твитера, обе - с магнитным креплением.

Теперь о динамиках. Самый верхний - дюймовый твитер с ребром жесткости на магниевом диффузоре. Под ним расположился 5-дюймовый СЧ-излучатель с диффузором из аналогичного материала и крайне затейливой геометрией, которую весьма сложно описать, поэтому мы предоставим это занятие фотографу. Наконец, за НЧ отвечает 10-дюймовый динамик с аналогичным по виду диффузором, нагруженный на два продолговатых порта фазоинвертора с ворсистым внутренним покрытием, расположенных на задней стенке. Там же имеются две пары клемм для подключения усилителя и регулятор отдачи в диапазоне от 1,6 до 6 кГц с уровнем от + 1 до -2 дБ. Частоты раздела полос - 320 и 2500 Гц, используются фильтры второго порядка, расположенные на раздельных платах. Изготовлены GX250MG в Японии.

Прослушивание

Одного взгляда на Fostex GX250MG достаточно, чтобы угадать в нём продукт из Страны восходящего Солнца. Пожалуй, никто так не склонен к совмещению передовых технологий в области построения динамических головок с каноническими пропорциями акустического оформления. Но это всё детали, нас же интересует главное. С него и начнём.

Звучание GX250MG с первых минут может показаться необычным и где-то даже специфическим. Появляется желание проверить правильность подключения тракта, фазу, полярность, но внимательно вслушавшись, понимаешь, что это не ошибка инсталляции. Это проявление глубокой индивидуальности. GX250MG обладают потрясающей детальностью. Думается, это одни из самых детальных систем, которые мне доводилось слушать. Вероятно, здесь не обошлось без наследственных факторов. Недаром за плечами разработчиков солидный опыт работы с профессиональной техникой.

На записях классических произведений GX250MG продемонстрировали впечатляющий объём и хорошее сценическое разрешение. В данном случае слово «хорошее» описывает адекватность отображаемого пространства тому, в котором производилась запись. Не более и не менее. Подобно высококачественным профессиональным мониторам, Fostex не склонны к отсебятине и воссозданию гипертрофированного объёма. Как говорится - всё по-честному. Это оказалось более чем уместным при воспроизведении хоровых записей. Для любителей чистого аналитичного звука GX250MG - исключительная находка. Живость и естественность звучания Мормонского табернакального хора поистине удивительны, равно как и впечатления от прослушивания Turtle Creek Chorale. Пожалуй, я впервые серьёзно задумался о том, чтобы пополнить коллекцию хоровых записей.

Камерная музыка в исполнении GX250MG чудо как хороша, хотя звучание некоторых инструментов мне показалось несколько своеобразным. Духовая секция играла всеми оттенками меди - местами, возможно, ярче, чем я ожидал. Видимо, это следствие национальной парадигмы. Как ни крути, представители страны Ямато слышат, чувствуют и, главное, - делают, особенно для себя, всё несколько иначе. Впрочем, чаще всего «иначе» означает «лучше», так что на этот счёт я не стал бы переживать.

Прослушивая роковые композиции, я не нашёл, к чему придраться. Разве что несколько подчеркнутый среднечастотный диапазон (при установке аттенюатора на нулевую отметку), но в большинстве случаев это шло только на пользу материалу; кроме того, этим приёмом пользуется масса европейских производителей, и никому не приходит в голову ставить им это в вину. Скорее, наоборот - почитают за хороший тон и признак школы. Некоторый, с моей точки зрения, недостаток баса я ощутил на записях экстремально-тяжелых коллективов, но это больше похоже на издержки материала. Когда вместо музыки играют бас, более-менее приправленный рычащим вокалом и ритм-секцией, то здесь заведомо нужны соответствующие жанру, «специализированные» акустические системы. Но даже в этом случае бас оставался упругим и подвижным, позволяющим отследить малейшие нюансы игры басиста или ударника. Что опять вызвало у меня ассоциации с мониторами ближнего поля, когда звукоинженеру нужно максимально точно уложить записываемый материал в динамический и частотный диапазон и не пропустить «лажи». А уж количество баса добавят позже. Впрочем, это сугубо мои измышления, и они вполне могут быть ошибочными.

Электронную музыку Fostex GX250MG воспроизводят так, что, кажется, она была записана хуже, чем в итоге звучит. Скорей всего, дело в достаточно легких, жестких и быстрых динамических головках: если бы поклонники драм-энд-бейс и хауса услышали, как звучат в исполнении Fostex треки Noisia, то они бы на следующее утро выстроились в очередь за японскими колонками. По крайней мере, те из них, кто еще не поплатился возможностью слышать за своё пристрастие к этим жанрам. Признаюсь, что со времён Жан-Мишеля Жарра и Tangerine Dream я более-менее спокойно относился к электронной музыке (хотя у меня бы и сегодня набралось немалое количество материала, который время от времени я с удовольствием переел ушиваю), но то, как филигранно точно GX250MG воспроизводят мельчайший амплитудный всплеск, какую они демонстрируют потрясающую микродинамику, сподвигает взять недельный отпуск и запереться в студии со своей коллекцией и прохладительными напитками. Хотя, пожалуй, можно и с горячительными.

В заключение. Диаграмма направленности испытуемых систем на слух достаточно широка, это значит - не придется ловить пятой точкой то место на диване, где достигается идеальный результат (что, в свою очередь, не мешает их довернуть на слушателя, или же не делать этого, если есть желание некоторым образом поэкспериментировать с результирующими тембрами). Возможно, даже наоборот - несколько отвернуть их от себя, сколь бы странным этот совет ни показался. Использование аттенюаторов мне представляется нецелесообразным. На мой вкус и цвет, в плюс выкручивать не стоит, а в минус - пара децибел. На слух - ни о чем.

GX250MG совершенно по-разному раскрываются при работе с транзисторными и ламповыми усилителями. Собственно, в этом случае они звучат как две совершенно разные системы, но работают и с теми, и с другими. Что выбирать - дело вкуса. И, пожалуй, я бы посоветовал внимательно отнестись к выбору не только тракта, но и соединительных кабелей. Особенно тех, что соединяют усилительную часть и собственно колонки.

Вывод

Fostex GX250MG - весьма интересные системы. Необычные, самобытные, во многом уникальные. Они не похожи на большинство того, что в настоящий момент представлено на рынке, - и это, на мой взгляд, замечательно. Они обладают массой неоспоримых достоинств, главное из которых - возможность услышать знакомые композиции немного по-новому. Освежить свой взгляд, стряхнуть с дисков пыль прошедших лет, заставить любимые композиции подарить нам те эмоции, которые мы когда-то испытали впервые. И, да: для этого не придется продавать свою почку или составлять план налёта на казино. Если для кого-то Fostex GX250MG станет мечтой, то эта мечта вполне осуществима.

Вступайте в закрытый клуб Pult.ru!
Подпишитесь на рассылку
и получите 500 бонусов 👋
Нажимая кнопку «Подписаться», я даю согласие на получение рассылок информационно-рекламного характера и обработку персональных данных.
Вы успешно подписаны!